Законодательство субъектов в системе источников МП


Конституции субъектов РФ. В соответствии со ст. 72 конституции субъекты наделены правом осуществлять законодательное регулирование МС, но только в отдельных областях: административно-территориальное и муниципально-территориальное устройство, установление наименования ОМС, установление перечня имущества, предназначенного для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных ОМС.

Реформа МС предусматривает реализацию субъектами РФ ряда мероприятий:

- Создание кодифицированного законодательства в области МС;

-   Оптимизация территорий МО;

-   Укрепление и развитие кадровой базы, создание системы подготовки, повышения квалификации кадров МС.

ОГВ субъекта РФ должны были  в соответствии с 131 ФЗ принять соответствующие правовые акты в следующих сферах:

1.      вопросы организации МС и обеспечения государственных гарантий, прав гражданина на МС;

2.      решение вопросов административно-территориального и муниципально-территориального организации;

3.      регулирование ответственности при осуществлении отдельных государственных полномочий.

4.      экономические основы МС.

В соответствии с п.«н» ст.72 Конституции организация МС находится в совместном ведении РФ и её субъектов. Общие полномочия органов гос. власти субъектов в области МС определены в ФЗ «Об общих принципах…» (ст.5 или ст.6 Проекта). В данном случае надо иметь в виду два условия:

1. соблюдение границы между компетенцией РФ и её субъектом (ст.4, 5 ФЗ «Об общих принципах…»

2. необходимо отграничивать полномочия органов гос. власти субъектов федерации от предметов ведения, которые непосредственно отнесены к тому или иному уровню МС.

Базовыми актами в области МС на уровне субъектов являются конституции и уставы субъектов. В них степень детализации положений о МС различна (например: в Уставе Иркутской области указанные вопросы рассматриваются очень подробно, МС посвящено 14 статей; в Уставе Пермской области всего 3 статьи посвящены МС).

Законы субъектов должны более детально регулировать вопросы МС по сравнению с федеральными актами, поскольку федеральное законодательство не в силах учесть всех особенностей того или иного субъекта.

Существуют различные формулировки самих названий законов субъектов:      «О МС», «Об организации МС» (Ленинградская, Нижегородская область), «Об основах организации МС» (Чувашия), «Об органах МС» (Хакасия), «Об общих принципах организации МС» (Бурятия). По мнению Захарова, более правильный подход – называть законы (О МС» либо «Об организации МС», поскольку общие принципы и основы МС регулируются федеральным законодательством.

В процессе законодательного регулирования вопросов МС в субъектах федерации необходимо исходить из следующих положений:

1. субъекты федерации должны признавать для себя обязательными нормы Конституции РФ и федерального законодательства

2. требуется неукоснительно реализовывать те нормы, которые являются общими и не требуют юридической детализации

3. важно чётко определить пределы и объём законодательного регулирования субъектами РФ

4. необходима конкретизация некоторых норм Конституции и ФЗ «Об общих принципах…»

5. предстоит урегулировать вопросы организации и деятельности МС, относящиеся к ведению субъектов РФ

Предыдущие материалы: Следующие материалы: