Местное самоуправление: понятие, признаки


Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 07.05.2009) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:

Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

«Европейская Хартия местного самоуправления» (совершено в Страсбурге 15.10.1985):

Местное самоуправление - право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

Признаки МС:

1.      самостоятельная активность

Статья 12 К РФ: в пределах полномочий субъектов МС, при этом обособляются ОМС от ОГВ. Самостоятельность не носит абсолютного характера. Она определена законодательно. Пределы компетенции МО содержатся в ст. 14, 15, 16 ФЗ № 131.

2.      под свою ответственность

Ответственность проявляется перед населением, государством, ф/л и ю/л.

Ответственность может быть положительной (субъект осознает важность своих действий для общества и осуществляет как можно лучше) и негативной (предусмотрено наступление неблагоприятных последствий в случае совершения правонарушения).

3.      активность признаваемая и гарантируемая Конституцией

МС не учреждается Конституцией, а признается его существование. Законодатель не вправе вводить/упразднять МС. Оно осуществляется населением по его праву, а не по праву государства. Государство гарантирует осуществление МС, создавая законодательную, материальную, организационную основу.

4.      содержание МС

Вопросы местного значения – это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения МО. Круг вопросов обозначен в ст. 3 ФЗ № 131.

5.      пространственные рамки

Установлены с помощью МО. Мо может быть представлено 1) городским поселением, 2)сельским поселением, 3)муниципальным районом, 4)городским округом, 5)внутригородской территорией города федерального значения.

6.      субъектный состав

Первичный субъект – народ.

Вторичный субъект – отдельные жители, включающие ОМС.

7.      Исходя из интересов населения

Учитываются при составлении бюджета, разработки программ. Также учитываются язык, культура, традиции, экономические и географические особенности.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: