Компетенция МО и  их органов: понятие, общая характеристика


Законодательно категория компетенции в МО не закреплена. Закон 1995 года устанавливал категорию предмета ведения местного самоуправления, под которой понимались основные сферы жизнедеятельности МО. Фактически указанная статья содержала перечень вопросов местного значения. Таким образом, законодатель подменял одну категорию другой, поскольку по своей сути вопросы местного значения это также основные сферы жизнедеятельности МО. Поэтому Закон 2003 года отказался от категории предмета ведения местного самоуправления. То есть получается, что вообще сейчас такой термин как предметы ведения нормативно существует только в Конституции (ст. 71, 72).

В структуру компетенции МО включаются следующие элементы:

1. Вопросы местного значения.

2.      Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения

3.      Отдельные гос полномочия

4.      Права органов местного самоуправления на решения вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.

Европейская Хартия местного самоуправления называет компетенцию МО публичными делами.

Компетенцию муниципальных образований составляют вопросы местного значения. Законодатель определяет их как вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом об общих принципах организации местного самоуправления осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Обычно компетенцию какого-либо субъекта определяют путем закрепления его предметов ведения, полномочий, территории осуществления компетенции. Предметы ведения - те сферы (области) общественных отношений, в которых вправе и должен действовать субъект. Полномочия - одновременно права и обязанности субъекта на совершение конкретных действий, операций. Полномочия реализуются в рамках предметов ведения. Полномочия - способ уточнения, детализации предметов ведения. Если исходить из изложенного подхода, то вопросы местного значения в основном представляют собой предметы ведения. Они сформулированы довольно широко и требуют детализации в компетенции населения, органов местного самоуправления.

Закон от 6 октября 2003 г., в отличие от Закона от 28 августа 1995 г., предусмотрев несколько видов муниципальных образований, наделил разной компетенцией поселения, муниципальные районы, городские округа. Это обусловлено тем, что одни вопросы имеют значение исключительно для поселений, другие носят межпоселенческий характер и отражают общие интересы жителей сопредельных поселений.

 

Предыдущие материалы: Следующие материалы: