Финансовая основа МС: понятие, структура.


Финансовую основу местного самоуправления можно определить как совокупность отношений в бюджетной и налоговой сфере, урегулированных нормами финансового права с целью создания механизма формирования и расходования финансовых средств для финансового обеспечения решения вопросов местного значения и переданных государственных полномочий.

Состав финансовой основы образуют публичные финансы, та их часть, которая предназначается на муниципальные нужды: это прежде всего средства местного бюджета, а также средства муниципальных унитарных и казенных предприятий, бюджетных учреждений. Критерием выделения перечисленных составных частей финансовой основы служит самостоятельный правовой режим финансовых средств. Средства местного бюджета имеют правовой режим бюджетных средств, предписанный нормами бюджетного законодательства. Финансовые средства муниципальных унитарных предприятий закреплены за ними на праве хозяйственного ведения, закрепленного в нормах Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. 114,294). Финансовые средства муниципальных казенных предприятий и бюджетных учреждений имеют режим права оперативного управления, регулируемый как нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. 113, 115, 120, 296), так и нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации (ст. 161 и др.). Все названные финансовые средства объединяют единый собственник — муниципальное образование и общая цель — обеспечение муниципальных нужд.

Для бюджетных средств, являющихся базой финансовой основы местного самоуправления, характерно следующее:

— бюджетные средства находятся в ведении публичного субъекта (муниципального образования), который осуществляет их учет и управление через уполномоченные органы;  

— распоряжение бюджетными средствами осуществляется исключительно органами местного самоуправления и единственно допустимым способом — утверждением бюджета;

— бюджетные средства имеют исключительно целевой характер и предназначены для реализации муниципального интереса (ст. 38 БК РФ);

— бюджетные средства облекаются в специальную правовую форму форму нормативного правового акта представительного органа о бюджете (ст. 11 БК РФ);

— бюджетные средства (операции с бюджетными средствами) подлежат специальному учету, основанному на принципе «единства кассы» (ст. 216 БК РФ);

— целевой характер бюджетных средств предполагает непрерывный муниципальный финансовый контроль за любыми получателями бюджетных средств (ст. 38);

— нарушение целевого характера бюджетных средств влечет их изъятие у правонарушителя (ст. 282-283 БК РФ);

— нарушение целевого характера бюджетных средств влечет наступление публично-правовой ответственности (ст. 38 БК РФ);

— бюджетные средства защищены от неосновательного изъятия институтом «иммунитетов бюджетов» (ст. 239 БК РФ).

Предыдущие материалы: Следующие материалы: