Конституция РФ, федеральные законы и иные нпа о местном самоуправлении.


Правовая основа местного самоуправления представляет собой систему нормативных правовых актов обеспечивающих эффективное регулирование вопросов организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации. Правовую основу местного самоуправления составляют:

  • Европейская хартия местного самоуправления,
  • Конституция Российской Федерации,
  • общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации,
  • федеральные конституционные законы,
  • Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с федеральными законами иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти),
  • конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ,
  • уставы муниципальных образований,
  • решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан,
  • иные муниципальные правовые акты.

Конституция Российской Федерации как основной закон государства занимает особое место в правовой основе местного самоуправления. В ней устанавливаются основные принципы организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации, «намечаются основные контуры устройства самой близкой к населению власти - органов местного самоуправления», закрепляются общие принципы построения и функционирования муниципальной власти, единые для всей системы местного самоуправления в РФ. Прежде всего, согласно ст. 12 «в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление». Конституция Российской Федерации содержит специальную главу о местном самоуправлении из четырех статей (ст. 130-133). С точки зрения организации и принципов местного самоуправления наибольшее значение имеют следующие конституционные положения:

• местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно;

• органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти;

• местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения мун. собственностью

• местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления;

• структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно;

• изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территории.

В Конституции Российской Федерации содержатся и другие важные положения, раскрывающие сущность, формы и гарантии местного самоуправления. Раскрывая содержание самостоятельности. Конституция указывает на основные предметы ведения органов местного самоуправления:

• управление муниципальной собственностью; формирование, утверждение н исполнение местного бюджета;

• установление местных налогов и сборов;

• осуществление охраны общественного порядка;

• иные вопросы местного значения.

Конституцией РФ закреплены следующие гарантии местного самоуправления:

• право на судебную защиту;

• право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решении, принятых органами государственной власти;

• запрет на ограничение прав местного самоуправления.

Ставя органы местного самоуправления вне системы органов государственной власти, Конституция Российской Федерации в то же время допускает возможность наделения этих органов отдельными государственными полномочиями. В таких случаях им должны быть переданы необходимые материальные и финансовые средства, а реализация полномочий - контролироваться государством.

Федеральное законодательство. Ст. 72 Конституции Российской Федерации относит установление общих принципов организации местного самоуправления к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения согласно ст. 76 Конституции Российской Федерации «издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ». Иначе говоря, федеральное законодательство о местном самоуправлении составляет «юридическую базу для правового регулирования местного самоуправления субъектами Российской Федерации». Оно обеспечивает общие для всех субъектов Российской Федерации подходы к вопросам формирования и развития правовой основы местного самоуправления, дает определения основных понятий и терминов, используемых при правовом регулировании муниципальных отношений.

По-прежнему центральное место занимает Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации». По сравнению с ранее действовавшим данный Закон стал гораздо более подробным правовым актом. По существу, он устанавливает не общие принципы организации местного самоуправления, а непосредственно регулирует данную сферу общественных отношений.

Федеральные избирательные законы. К их числу относятся ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ. Законы в бюджетно-финансовой сфере. Прежде всего, это Бюджетный кодекс и Налоговый кодекс в части, касающейся местных бюджетов, а также местных налогов и сборов.

Законы, регулирующие гражданско-правовые отношения на местном уровне. К их числу относятся Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Законы о природопользовании. В частности, к ним относятся Земельный, Водный кодексы РФ, Федеральный закон «Об охране окружающей среды», другие законы.

Иные федеральные законы. Данная группа включает в себя как законы, непосредственно предназначенные для регулирования вопросов местного самоуправления (Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»), так и законы, затрагивающие права муниципальных образований в тех или иных сферах (Федеральный закон «О национально-культурной автономии»).

Указы Президента Российской Федерации сыграли большую роль в становлении местного самоуправления в России. Достаточно вспомнить указы «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации», «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации», «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации».

Постановления Правительства Российской Федерации. В частности, к ним относятся постановления «О Федеральном реестре муниципальных образований в РФ», «О Федеральной программе государственной поддержки местного самоуправления».

Акты Конституционного Суда Российской Федерации. Для муниципального права крайне важны правовые позиции, изложенные в постановлениях и определениях Конституционного Суда Российской Федерации.

 

Предыдущие материалы: Следующие материалы: