Порядок выдвижения и регистрации кандидатов.


Выдвижение и регистрация кандидатов. Граждане России, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно (путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением) либо избирательным объединением в составе списка кандидатов.

Если конституцией, уставом, законом субъекта Федерации предусмотрено, что в представительном органе муниципального образования все депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально числу голосов избирателей, подученных каждым из списков кандидатов, законом субъекта Федерации должны быть предусмотрены гарантии реализации права российских граждан, не являющихся членами избирательных объединекий, быть избранными депутатами представительного органа муниципального образования.

Кандидат не может быть выдвинут на одних и тех же выборах более чем одним инициатором выдвижения, по нескольким избирательным округам, кроме выдвижения кандидата одним избирательным объединением одновременно по одномандатному (многомандатному) избирательному округу и в составе списка кандидатов.

Кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные законом, после поступления в избирательную комиссию заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.

В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность. Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, то в заявлении указывается наименование соответствующего представительного органа. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности, а также о том, что кандидат является депутатом. При наличии у кандидата неснятой и непогашенной судимости в заявлении указываются сведения о судимости кандидата.

Вместе с заявлением в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату  на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах. В установленных законом случаях кандидаты не обязаны представлять в соответствующую избирательную комиссию эти сведения.

Документы кандидат обязан представить лично либо по его просьбе представляют иные лица в случаях, если кандидат болен, находится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также иных случаях и в порядке, установленных ФЗ.

Избирательная комиссия обращается с представлением о проверке достоверности сведений о кандидатах в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки сведений в установленный срок.

О выявленных фактах недостоверности представленных кандидатами сведений избирательная комиссия сообщает в средства массовой информации.

Период выдвижения кандидатов, списков кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения при выборах в органы местного самоуправления должен составлять не менее 20 дней.

Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, осуществляющих регистрацию кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов или внесением избирательного залога. При проведении выборов в представительные органы муниципальных образований со средней нормой представительства избирателей не более десяти тысяч сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, внесение избирательного залога могут не осуществляться, если законом субъекта Российской Федерации предусмотрен заявительный порядок регистрации кандидатов.

Избирательное объединение может выдвинуть в одномандатном избирательном округе только одного кандидата, а в многомандатном избирательном округе — одного кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом округе. В едином избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть один список кандидатов. Выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях», а иными общественными объединениями — на съездах (конференциях, собраниях) этих объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, установленных законом.

Список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, вместе с необходимыми документами представляется в избирательную комиссию, организующую выборы. Одновременно со списком кандидатов, выдвинутым политической партией, а также со списком кандидатов, выдвинутым региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии, в избирательную комиссию представляется официально заверенный руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения список членов данной политической партии, включенных в список кандидатов.

После представления списка кандидатов в избирательную комиссию его состав и порядок размещения в нем кандидатов не могут быть изменены, за исключением изменений, вызванных выбытием (в том числе исключением) кандидатов.

В поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом. Количество подписей, необходимое для регистрации кандидатов, списков кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, но не может быть менее 10 подписей.

Количество представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов подписей избирателей может превышать необходимое количество не более чем на 10%, если иное не установлено федеральным законом. Если для регистрации требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей может превышать это количество не более чем на четыре подписи.

Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20% от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).

При проведении выборов в органы местного самоуправления по решению кандидата, избирательного объединения вместо сбора подписей избирателей может вноситься избирательный залог. Избирательный залог вносится исключительно из средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, единовременно и в полном объеме на специальный счет избирательной комиссии в филиале Сберегательного банка Российской Федерации или другой кредитной организации по решению избирательной комиссии.

Размер избирательного залога составляет 15% от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения. Законом субъекта Российской Федерации размер избирательного залога может быть уменьшен до 10%.

Если избирательный залог не подлежит возврату, то он перечисляется избирательной комиссией в доход соответствующего бюджета.

При проведении выборов в представительные органы муниципальных образований сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, внесение избирательного залога могут не осуществляться, если законом субъекта Федерации предусмотрен заявительный порядок регистрации кандидатов.

Избирательная комиссия в течение не более десяти дней обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона и принять решение о регистрации либо об отказе в регистрации.

В числе оснований для отказа в регистрации, установленных законом, указаны:

— наличие среди подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, более 10% подписей, собранных в местах, где сбор подписей запрещен;

— недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки (это не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата);

— сокрытие кандидатом сведений о неснятой и непогашенной судимости;

— несоздание кандидатом избирательного фонда (за исключением установленных законом случаев). Отсутствие средств в избирательном фонде не является основанием отказа в регистрации кандидата;

— использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного

фонда иных денежных средств, составляющих более 5% от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда;

— превышение кандидатом при финансировании своей избирательной кампании более чем на 5% установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда;

— установленный решением суда факт подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действовавшими по их поручению иным лицом или организацией.

Гарантии деятельности зарегистрированных кандидатов установлены федеральным законом.

Во время проведения выборов зарегистрированный кандидат не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы, со службы, отчислен из образовательного учреждения или без его согласия переведен на другую работу, а также направлен в командировку, призван на военную службу, на военные сборы или направлен на альтернативную гражданскую службу. Время участия зарегистрированного кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации в качестве кандидата.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: