Правовое положение (статус) муниципального служащего.


Понятие основ статуса муниципального служащего охватывает закрепленные в Конституции Российской Федерации, федеральных законах об общих принципах организации местного самоуправления, о муниципальной службе в РФ, других федеральных законах, законах субъектов РФ, уставах муниципальных образований, нормативных правовых актах представительных органов местного самоуправления права, обязанности, гарантии и ответственность муниципального служащего.

Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Не являются муниципальными служащими лица, которые исполняют обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований и не замещают должности муниципальной службы. Перечень должностей, не относящихся к должностям муниципальной службы, включаемых в штатное расписание органов местного самоуправления, иных муниципальных органов, а также условия оплаты их труда устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ не дает определения понятия муниципальной должности. В статье 1 Закона содержится лишь перечень лиц, замещающих муниципальные должности и не являющихся муниципальными служащими: депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, члены избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса.

Правовой статус лиц, замещающих муниципальные должности, регулируется федеральными законами, законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований, иными муниципальными правовыми актами.

Под должностью муниципальной службы понимает должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации. Реестр должностей муниципальной службы представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций. При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, иного муниципального органа используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации.

Если муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов, а также замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления, относятся к должностям категории «А», то должности муниципальной службы относятся к категориям «Б» и «В».

Муниципальная служба на должности, относящейся к категории «Б», учреждаемой для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность, осуществляется путем заключения трудового договора и ограничена сроком, на который избрано указанное лицо. Это должности помощника, советника, консультанта, пресс-секретаря главы муниципального образования, помощников председателя Совета депутатов, работающего на постоянной основе, и заместителя главы муниципального образования.

Должности муниципальной службы категории «В» для обеспечения исполнения полномочий органов местного самоуправления подразделяются на следующие группы:

  • высшие должности муниципальной службы (назначенный глава администрации муниципального образования; первый заместитель; заместитель главы администрации);
  • главные должности муниципальной службы (председатель комитета, начальник управления, департамента; управляющий делами администрации; руководитель территориального структурного подразделения; главный бухгалтер администрации; начальник (заведующий) отделом);
  • ведущие должности муниципальной службы (заместитель председателя комитета (начальника управления, департамента, начальника (заведующего) отдела, управляющего делами администрации; начальник (заведующий) отдела (сектора) в составе управления, комитета; консультант (управления, отдела), помощник заместителя главы администрации; главный бухгалтер (заместитель главного бухгалтера) комитета, управления, департамента, отдела);
  • старшие должности муниципальной службы (главный специалист, ведущий специалист);
  • младшие должности муниципальной службы (специалист 1-й категории, специалист 2-й категории, специалист).

Перечень конкретных прав и обязанностей муниципального служащего закрепляется уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Федерации. Установленные законами права и обязанности муниципального служащего являются общими для всех муниципальных служащих, независимо от занимаемой должности. Они призваны обеспечить исполнение муниципальным служащим своих должностных полномочий, закрепленных муниципальными правовыми актами в виде должностных инструкций, положений о соответствующих структурных подразделениях органа местного самоуправления.

К основным правам муниципального служащего, необходимым для исполнения им своих полномочий, относятся следующие права:

• знакомиться с документами, устанавливающими его права и обязанности по замещаемой должности, критериями оценки качества его работы и условиями продвижения по службе;

• получать в установленном порядке от государственных и муниципальных органов, иных организаций необходимые для исполнения должностных обязанностей информацию и материалы;

• вносить предложения о совершенствовании деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования;

• право на обеспечение организационно-технических условий, необходимых для исполнения своих должностных обязанностей.

К основным правам муниципального служащего, связанным с организацией и прохождением муниципальной службы, относятся права на:

• ознакомление со всеми материалами своего личного дела, с отзывами о своей профессиональной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, а также право на приобщение к личному делу его письменных объяснений;

• защиту своих персональных данных

• участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы;

• оплату труда в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом);

• отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска;

• повышение квалификации в соответствии с муниципальным правовым актом за счет средств местного бюджета;

• на внесение предложений по совершенствованию муниципальной службы;

• объединение, включая право создавать профессиональные союзы, для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;

• рассмотрение индивидуальных трудовых споров в соответствии с трудовым законодательством, защиту своих прав и законных интересов на муниципальной службе, включая обжалование в суд их нарушений;

• пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Важной составной частью правового статуса муниципального служащего являются его обязанности, призванные обеспечить эффективное исполнение должностных полномочий. Основные обязанности установлены ФЗ «О муниципальной службе в РФ», в соответствии с которым муниципальный служащий обязан:

• соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение;

• исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией;

• соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

• соблюдать установленные в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования правила внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию, порядок работы со служебной информацией;

• не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением

должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

• беречь государственное и муниципальное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

• поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

• сообщать представителю нанимателя о выходе из гражданства Российской Федерации в день выхода из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства иностранного государства в день приобретения гражданства иностранного государства;

• соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены федеральным законодательством;

• сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта;

• предоставлять в установленном порядке предусмотренные законодательством Российской Федерации сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера.

Муниципальный служащий, виновный в разглашении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера других муниципальных служащих или в использовании этих сведений в целях, не предусмотренных федеральным законодательством, несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Муниципальный служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению муниципального служащего, неправомерным, муниципальный служащий должен представить руководителю, давшему поручение, в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъекта Федерации, муниципальных правовых актов, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения.

С исполнением муниципальным служащим своих обязанностей на должности муниципальной службы тесно связаны и предусмотренные законом ограничения. Гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе, если:

— признан недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

— осужден к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу;

— отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, тогда как исполнение должностных обязанностей по должности, на замещение которой он претендует, или по замещаемой муниципальным служащим должности связано с использованием таких сведений;

— есть заболевание, препятствующее поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденное заключением медицинского учреждения;

— состоит в близком родстве или свойстве с муниципальным служащим, а замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

— прекращено его российское гражданство;

— имеется гражданство иностранного государства;

— представил при поступлении на муниципальную службу подложные документы или заведомо ложные сведения;

— не представил установленные сведения или представил заведомо ложные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Не может быть принят гражданин на муниципальную службу по достижении им возраста 65 лет — предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы. В связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается:

1) состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

2) замещать должность муниципальной службы в случае:

— избрания или назначения на государственную должность Российской Федерации либо на государственную должность субъекта Федерации, а также в случае назначения на должность государственной службы;

— избрания или назначения на муниципальную должность;

— избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии мун. образования;

3) заниматься предпринимательской деятельностью;

4) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы либо которые непосредственно подчинены или подконтрольны ему, если иное не предусмотрено федеральными законами;

5) получать в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные муниципальным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются муниципальной собственностью и передаются муниципальным служащим по акту в орган местного самоуправления, избирательную комиссию муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы;

6) выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования с органами местного самоуправления, избирательными комиссиями других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями;

7) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического, финансового и иного обеспечения, другое муниципальное имущество;

8) разглашать или использовать в целях, не связанных с муниципальной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральными законами к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

9) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования и их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности;

10) принимать без письменного разрешения главы мун. образования награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных организаций;

11) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

12) использовать свое должностное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений, а также публично выражать отношение к указанным объединениям в качестве муниципального служащего;

13) создавать в органах местного самоуправления, иных муниципальных органах структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений или способствовать созданию указанных структур;

14) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования трудового спора;

15) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или федеральным законодательством;

16) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя (работодателя) оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законодательством.

Рабочее время муниципальных служащих регулируется в соответствии с трудовым законодательством.

В области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Размер государственной пенсии муниципального служащего определяется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта РФ.

В случае смерти муниципального служащего, связанной с исполнением им должностных обязанностей, в том числе наступившей после увольнения его с муниципальной службы, члены семьи умершего имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца в порядке, определяемом федеральными законами;

— обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу муниципального служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей;

— обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения муниципальным служащим муниципальной службы или после ее прекращения, но наступивших в связи с исполнением им должностных обязанностей;

— защита муниципального служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в случаях, порядке и на условиях, установленных федеральными законами.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей (дисциплинарный проступок) к муниципальному служащему могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение.

Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий регулируется трудовым законодательством. Муниципальный служащий, допустивший дисциплинарный проступок, может быть временно (но не более чем на один месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится муниципальным правовым актом.

 

Предыдущие материалы: Следующие материалы: