Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.           


Виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления

виды юридической ответственности: уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная. Некоторые ученые выделяют и другие виды ответственности, в частности политико-правовую, под которой имеется в виду отзыв выборного должностного лица, роспуск представительного органа власти и т.п.

 органы и должностные лица МСУ в соответствии с ФЗ несут ответственность перед:

 а) населением муниципального образования;

 б) государством;

 в) физическими и юридическими лицами.

Население является основным субъектом прав местного самоуправления. Поэтому прежде всего необходимо установление эффективных видов ответственности органов и должностных лиц МСУ перед населением.

 Виды ответственности органов местного самоуправления, депутатов, членов выборных органов и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, определяются уставами МО.

 Население муниципального образования также вправе отозвать депутатов, членов выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления в соответствии с ФЗ "Об общих принципах организации МСУ в РФ.

Контроль и надзор за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления

1. Органы прокуратуры РФ и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами и должностными лицами местного самоуправления федеральных и региональных законов, уставов МО, муниципальных правовых актов.

Прокуроры вправе присутствовать на заседаниях органов местного самоуправления, а также вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов органами местного самоуправления.

 Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу местного самоуправления, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу местного самоуправления, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

2. Уполномоченные органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами и должностными лицами МСУ переданных им отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. и вправе давать письменные предписания по устранению нарушений, обязательные для исполнения органами МСУ и должностными лицами местного самоуправления. Указанные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке.

 3. контроль со стороны специально уполномоченных органов и должностных лиц МСУ., наделенных в соответствии с уставом МО контрольными функциями.

 В исключительном ведении представительного органа МО находится контроль за исполнением органами и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению местных вопросов.

Помимо представительного органа муниципального образования контрольные полномочия осуществляются и специализированным контрольным органом муниципального образования (контрольно-счетной палатой, ревизионной комиссией и др.).

Ответственность главы муниципального образования или главы местной администрации перед государством наступает в случаях:

 1) издания им нормативного правового акта, противоречащего Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, конституции (уставу) и законам субъекта Федерации, уставу МО, и если такие противоречия установлены соответствующим судом. При этом ответственность перед государством наступает только в случае, если это должностное лицо в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда (либо в течение иного предусмотренного решением суда срока) не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда;

 2) совершения действий (в том числе принятия им правового акта, не носящего нормативного характера), влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности, национальной безопасности, обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации. Данные факты также должны быть установлены соответствующим судом. При этом ответственность перед государством наступает только в случае, если это должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.

 В обоих из указанных случаев глава исполнительной власти субъекта РФ издает правовой акт об отрешении от должности главы МО или главы местной администрации. в срок, который  не может быть менее одного месяца со дня принятия последнего решения суда, необходимого для издания указанного акта, а также он не может превышать шести месяцев со дня вступления в силу этого решения суда.

Глава муниципального образования или глава местной администрации вправе обжаловать указанный акт в судебном порядке в течение 10 дней со дня его официального опубликования. Федеральным законом определен также срок рассмотрения судом жалобы и принятия по ней решения. Этот срок не должен быть более 10 дней со дня подачи такой жалобы.

Гражданин РФ, замещавший должность главы МО и отрешенный от этой должности высшим должностным лицом субъекта (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с данным обстоятельством.

Основаниями для удаления главы МО в отставку являются:

1) решения, действия (бездействие) главы муниципального образования, повлекшие (повлекшее) наступление последствий (просроченная задолженность МО по исполнению своих долговых и (или) бюджетных обязательств,; было допущено нецелевое расходование бюджетных средств либо нарушение Конституции РФ, ФЗ),;

2) неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, , и (или) обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации;

3) неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом МО по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, данная два раза подряд

Рассмотрение инициативы депутатов ПО МО об удалении главы МО в отставку осуществляется с учетом мнения высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

 

 

Предыдущие материалы: Следующие материалы: