Организация местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях.


Закрытым административно-территориальным образованием ( ЗАТО) признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

В ведении органов местного самоуправления закрытого административно-территориального образования находятся также все другие населенные пункты, расположенные на его территории.

Закрытое административно- территориальное образование находится в ведении федеральных органов государственной власти по вопросам:

 - установления административной подчиненности, границ

 указанного образования и земель, отводимых предприятиям и

 (или) объектам;

 - определения полномочий органов государственной власти

субъектов Российской Федерации в отношении указанного образования;

- обеспечения особого режима безопасного функционирования

предприятий и (или) объектов, включающего специальные  условия проживания граждан, охраны общественного порядка  и обеспечения противопожарной безопасности.

Решения по всем указанным вопросам принимаются Правительством РФ.  Изменения границ ЗАТО производится Указом Президента РФ. Отчасти это противоречит конституционному положению о том, что изменения границы муниципального образования допускается только с учетом мнения его населения.

Местное самоуправление в закрытом административно-территориальном образовании.  До вступления в силу упомянутого Закона властные полномочия в закрытых образованиях осуществляли или руководители базовых предприятий , или командиры воинских частей. Сейчас в закрытом административно-территориальном образовании осуществляется местное самоуправление. Особенности осуществления местного самоуправления в ЗАТО определены Законом РФ « О закрытом административно-территориальном образовании» от 14 июля 1992г. Органы местного самоуправления ЗАТО имеют ряд дополнительных полномочий. В частности, они: - координируют деятельность предприятий и (или) объектов, подразделений охраны, милиции, гражданской обороны и иных служб при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;  - разрабатывают схемы оповещения и эвакуации населения в  случаях аварий на предприятиях и (иных) объектах либо при  их угрозе. При возникновении опасности для жизни и здоровья  населения закрытого административно-территориального  образования в результате аварии на предприятиях глава местной администрации совместно с руководителями предприятия  осуществляет меры по спасению и охране жизни и здоровья людей, защите их прав, сохранению материальных ценностей,  а при необходимости до начала работы соответствующих органов, образуемых Правительством РФ, принимает решения  об эвакуации населения;  - участвуют совместно с руководителями предприятий и (или)  объектов, по роду деятельности которых созданы закрытые  административно-территориальные образования, и органами  федеральной службы безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, в определении пропускного режима в закрытом административно-территориальном образовании, за  исключением режимных территорий предприятий и объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых или  запретных зон;

 - по согласованию с органами ФСБ имеют право давать разрешение  на въезд граждан в закрытое административно-территориальное  образование и выезд из него, за исключением режимных  территорий предприятий и объектов;

 - осуществляется контроль за санитарно-эпидемиологическим,  радиационным и экологическим состоянием территорий ЗАТО, за исключением режимных территорий предприятий или объектов, находящихся в границах внутренних контролируемых или запретных зон, которые подлежат ведению уполномоченных на то  государственных контрольных и надзорных органов. Органы

 местного самоуправления информируются о результатах проверок;

 - вносят предложения в соответствующие органы государственного и военного управления о проведении инспекционных проверок по соблюдению особого режима и обеспечению достаточных мер для защиты населения ЗАТО от воздействия радиоактивных и других  материалов, представляющих повышенную опасность; - выступают заказчиком на строительство и ремонт жилья, объектов  социальной инфраструктуры, в том числе на основе долевого участия юридических лиц, расположенных на его территории.

Порядок осуществляемого по категории специальных расходов централизованного материально-технического обеспечения программ социально-экономического развития закрытого административно-территориального образования, а также централизованного снабжения населения продовольственными и промышленными товарами устанавливается Правительством РФ.

 

Предыдущие материалы: Следующие материалы: