Каковы недостатки Федерального закона 1995г. в определении предметов ведения и полномочий местного самоуправления и каковы соответствующие преимущества Федерального закона 2003г.?


Конституцией РФ перечень вопросов местного значения определен в укрупненном плане, более конкретный перечень вопросов местного значения был установлен ФЗ 1995г. (№154).

Эти вопросы можно разбить на 2 группы:

1.Вопросы, связанные с исполнением властных, регулирующих и контролирующих функций.

2.Вопросы хозяйственного плана, осуществлением которых занимаются ОМСУ для жизнеобеспечения населения.

К вопросам первой группы можно отнести: принятие и изменение Уставов МО; владение, пользование и распоряжение собственностью; формирование, утверждение, исполнение местного бюджета; установление местных налогов и сборов; регулирование застройки территории МО; контроль за использованием земель; разработка планов СЭРО.

К вопросам второй группы:

- вопросы, решение которых непосредственно возложено на ОМСУ (содержание муниципального фонда, муниципальных инженерных и коммунальных систем, содержание и строительство дорог местного значения, организация транспортного обслуживания, кладбищ…);

- вопросы с употреблением терминов создание условий, содействие – жилищное строительство, общественное питание и бытовое обслуживание, деятельность СМИ, охрана окружающей среды, обеспечение занятости населения.

Закон 1995г. не устанавливал исчерпывающий перечень вопросов местного значения (МСУ имело право решать другие вопросы). Перечень вопросов местного значения по закону 1995г. имел ряд недостатков:

1.Предметы ведения не были отделены от полномочий;

2.Многие перечисленные вопросы не могут быть исключены из сферы государственного регулирования (образование, охрана общественного порядка, здравоохранение, соц. поддержка населения…);

3.Перечень вопросов местного значения относился ко всем МО независимо от их размера и возможности.

Закон № 131 2003г. установил следующие предметы ведения и полномочия:

1.Вопросы местного значения разделены по типам МО;

2.К ведению поселений отнесен круг вопросов связанный в основном с жизнеобеспечением населения;

3.Некоторые вопросы местного значения относятся как к поселению, так и к муниципальному району, их разграничение осуществляется по территориальному признаку;

4.На уровень муниципальных районов отнесены вопросы, решение которых требует соответствующей экономической базы.

5. ОМСУ могут передавать друг другу часть полномочий;     

6. ОМСУ не могут решать иные вопросы, не отнесенные к их компетенции и входящие в компетенцию других органов;

7. Полномочия ОМСУ отделены от предметов ведения;

8. Перечень вопросов местного значения может быть изменен только законом.

 

Предыдущие материалы: Следующие материалы: