Исключительные полномочия представительных органов местного самоуправления: общая характеристика, содержание, гарантии реализации.


К исключительным полномочиям представительных органов власти в соответствии с федеральным законом относятся:

1) принятие актов нормативного характера, устанавливающих общие нормы, обязывающих и регулирующих действия определенного круга граждан (физических лиц) и юридических лиц по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;

2) назначение местных референдумов, выборов, других актов прямого волеизъявления населения;

3) принятие планов (в том числе и градостроительных) и программ социально- экономического развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

4) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

5) установление местных налогов и сборов;

6) установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;

7) контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.

Конкретные полномочия представительных органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований.

Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет представительные, распорядительные и организационные полномочия.

Например, в соответствии с Уставом г. Екатеринбурга (ст. 12) глава города

обеспечивает выполнение указов и иных актов РФ, указов и иных актов Президента России, законов и иных нормативных актов Свердловской области, настоящего Устава и иных городских нормативных актов;

представляет г. Екатеринбург у Президента России и в правительстве Российской Федерации, выступает официальным представителем города в стране и за рубежом, представляет интересы города, принимает меры по обеспечению и защите интересов города в суде, арбитражном суде, а также в иных органах власти и управления;

руководит деятельностью администрации города, разрабатывает и утверждает структуру городской администрации, определяет штаты, организует работу с кадрами городской администрации;

осуществляет общее руководство органами и структурными подразделениями городской администрации и учреждениями, финансируемыми из городского бюджета, а также полномочия по управлению предприятиями, находящимися в муниципальной собственности

назначает и освобождает руководителей структурных подразделений городской администрации и глав администраций районов;

руководит работой коллегии администрации города;

представляет в городскую думу проект городского бюджета, отчет о его исполнении, отчет о расходовании средств внебюджетных и валютных фондов;

распоряжается средствами городского бюджета, внебюджетных и валютных фондов, открывает и закрывает счета администрации в банковских учреждениях, распоряжается средствами администрации города, подписывает финансовые документы;

представляет в городскую думу программы и планы социально-экономического развития города

разрабатывает порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью;

руководит гражданской обороной города

руководит милицией общественной безопасности;

            

заключает договоры и соглашения с государственными органами и общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе зарубежными;

            

представляет городскому представительному органу ежегодный отчет о деятельности городской администрации;

            

осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

Администрация муниципального образования, являясь исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными актами РФ и субъекта РФ, уставом муниципального образования, решениями представительного органа, постановлениями и распоряжениями главы муниципального образования. Администрация г. Екатеринбурга в соответствии со ст.20 Устава.

1) осуществляет все организационно- распорядительные полномочия по предметам ведения г. Екатеринбурга, предусмотренные Уставом;

2) разрабатывает проект бюджета города, исполняет бюджет, составляет и представляет для утверждения городской думе отчеты об исполнении бюджета:

3) разрабатывает текущие и перспективные планы и программы социально-экономического развития города, обеспечивает выполнение утвержденных планов и программ, составляет отчеты о их выполнении;

4) распоряжается средствами городских внебюджетных фондов, представляет городской думе отчеты об исполнении этих средств;

5) разрабатывает и реализует финансовую и инвестиционную политику города, принимает меры по поддержке и развитию предпринимательства в городе;

6) в соответствии с законодательством, Уставом города и иными городскими нормативными актами управляет и распоряжается городской муниципальной собственностью, включая городские земли;

7) проводит городскую политику ценообразования и оплаты труда;

8) организует и руководит городской системой учета и статистики.

Таким образом, осуществляя свои права и обязанности, органы местного самоуправления реализуют свои функции и решают задачи во всех (или многих) областях местной жизни.

Местное самоуправление, в основе которого лежит право граждан, их территориальных сообществ самостоятельно решать вопросы местного значения, предполагает ответственность органов местного самоуправления за осуществление возлагаемых на них полномочий и функций. Органы местного самоуправления, осуществляя свои полномочия, не должны нарушать Конституцию РФ, законодательство РФ, правовые (законодательные) акты субъектов РФ.

Практическая реализация полномочий во многом осложняется трудностями как объективного, так и субъективного характера. В частности, до настоящего времени не обеспечены в полной мере конституционные права населения на самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления, на их выборы, на участие населения в управлении муниципальной собственностью, в решении вопросов об изменении границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление. В ряде субъектов РФ вопреки Конституции России на территориях местного самоуправления фактически вводится система местного государственного управления. Например, принятые в республиках Адыгея, Татарстан, Удмуртия и других субъектах РФ законодательные акты неправомерно ограничивают территории, на которых осуществляется местное самоуправление [1]. В частности, в соответствии с Законом «О местном самоуправлении в Удмуртской Республике» самоуправление осуществляется лишь в пределах сельских поселений, поселков, частей городских поселений в границах жилых комплексов, а в Республике Татарстан - только в границах сельских и городских поселений районного подчинения. Здесь в городах республиканского подчинения местное самоуправление осуществляется лишь в границах жилых комплексов. Подобное определение территориальной основы местного самоуправления дано и в Конституции Республики Адыгея.

Согласно Конституции Республики Башкортостан города и районы получили свой статус в системе органов местной государственной власти, а поселковые и сельские советы свой - как муниципальные образования.

Все это свидетельствует о том, что процесс реального осваивания полномочий местного самоуправления требует значительных усилий со стороны государственных органов, органов власти субъектов РФ, самих муниципальных образований, всех граждан России.

 

Предыдущие материалы: Следующие материалы: