Какой механизм выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований предусматривает Федеральный закон 2003г.?


Муниципальные образования можно разделить по признаку финансовой обеспеченности на доноров и реципиентов. Территории МО-Доноров (крупных городов, территории с производственной специализацией) имеют источники доходов, полностью обеспечивающие не только МО собственными доходами, но и перечисляющие доходы в вышестоящие уровни бюджетной системы. МО-реципиенты не могут обеспечить свои потребности за счет своих территории и нуждаются в финансовой поддержке для исполнения функций, установленных законом. Подавляющее большинство МО  (районы и поселения) являются в настоящее время реципиентами.

В связи с такими обстоятельствами существует проблема с одной стороны финансовой поддержки экономически слабых МО, с другой стороны изъятия избытков средств у доноров.

Налоговое регулирование в части установления ставок по регулирующим налогам не решает данной проблемы, в том числе и по причине нестабильности этих ставок, отсутствия налогооблагаемой базы на территориях МО. Такое положение не стимулирует ОМСУ к увеличению доходной базы, порождает иждивенческие настроения.

Федеральное законодательство в настоящее время установило единые нормативы отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов, долгосрочный характер их действия. Введены специальные процедуры выравнивания бюджетной обеспеченности. Основой является показатель минимальной бюджетной обеспеченности в расчете на одного жителя МО.

Уровень минимальной бюджетной обеспеченности может ежегодно устанавливаться законом субъекта РФ с учетом реальных возможностей его финансового обеспечения и может быть различным для разных типов МО  с учетом объема выполняемых ими функций. Если уровень бюджетной обеспеченности меньше минимального, то   предусматриваются дотации, если он больше минимального, но не более чем в 2 раза, то дополнительные доходы используются МО на собственные нужды. Если уровень бюджетной обеспеченности больше минимального более чем в 2 раза, то такое МО должно передавать 50% доходов, превышающих 2-кратный уровень, в вышестоящий уровень бюджетной системы. Для выплаты дотаций в региональном бюджете образуется фонд финансовой поддержки поселений и фонд финансовой поддержки муниципальных районов. Согласно федеральному законодательству фонд финансовой поддержки поселений может создаваться в составе бюджетов муниципальных районов.

 

Предыдущие материалы: Следующие материалы: