Понятие муниципального права как комплексной отрасли права: предмет и метод правового регулирования муниципального права.


Муниципальное право - это комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления, в процессе реализации населением права на местное самоуправление непосредственно, а также через органы местного самоуправления.

Муниципальное право не относится к числу основных отраслей права, это вторичное образование, возникшее в результате развития местного самоуправления, его обособления в общей системе управления обществом и государством, а также развития специального законодательства.

Муниципальное право, как отрасль, относится к числу профилирующих самостоятельных отраслей права, т.к. нормы, устанавливающие территориальные основы МС, порядок деятельности ОМС, положение выборных должностных лиц, правовой статус ТОСа  составляют собственный предмет МП, т.е. регулируется исключительно МП нормами.

МП по преимуществу является публичным правом, т.к. регулирует публично-властные отношения. Но МП присущи и частноправовые нормы, связанные с регулированием статусов субъектов МП.

Под предметом правового регулирования понимают однородные общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления, в процессе реализации населением права на местное самоуправление непосредственно, а также через органы местного самоуправления.

В предмет МП входят следующие группы отношений:

1) возникающие в процессе осуществления принадлежащей народу власти (при использовании форм непосредственной демократии);

2) возникающие в процессе организации и деятельности органов местного самоуправления, связанные с разделением полномочий между главой муниципального образования, представительным и исполнительным органами местного самоуправления;

3) возникающие в связи с установлением территориальной основы местного самоуправления;

4) возникающие в процессе деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью, формированию и исполнению местного бюджета, установлению и взиманию местных налогов и сборов, иные отношения, связанные с управленческой и контрольной деятельностью;

5) по поводу обязательств муниципальных органов перед органами государственной власти и обязательств органов государственной власти по отношению к ним; договорные отношения по взаимным обязательствам муниципальных органов;

6) связанные с реализацией гарантий на осуществление местного самоуправления;

7) вытекающие из ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц перед населением, государством, физическими и юридическими лицами;

8) связанные с осуществлением полномочий по управлению муниципальным хозяйством, социально-культурной сферой, обеспечению законности и правопорядка.

Для местного самоуправления как публично-правового института характерно преобладание публично-правовых методов, хотя предметная деятельность органов местного самоуправления, связанная с реализацией их компетенции, регулируется частноправовыми методами.

Методы МП:

ü Императивный

ü  Диспозитивный

ü  Метод гарантий (применяется на федеральном уровне правового регулирования и позволяет обеспечить реализацию МС за счет гарантий, предоставленных государством)

ü  Рекомендательное регулирование (исполнение норм необязательно).

Таким образом, МП присущ синтез методов правового регулирования, что обусловлено комплексным характером отрасли.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: