Понятие местного самоуправления. Местное самоуправление и государственная власть.


Основным документом, устанавливающим правовой статус местного самоуправления в Российской Федерации, является Конституция РФ ст. 12 которой признает и гарантирует местное самоуправление. В этой статье также подчеркивается, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Тем самым с одной стороны получается, что основной закон страны обособляет местное самоуправление от государственного механизма, однако с другой — говорить о полном его отделении некорректно. В любом случае сохраняется подзаконная деятельность местной власти, а также территориальная и социально-экономическая взаимосвязь с государством.

Местное самоуправление в конституционной модели предполагает децентрализацию государственной власти с выделением местного самоуправления в качестве негосударственного элемента публичной власти и разделение понятий «государственная власть» и «публичная власть» См.: Дементьев А.Н. Местное самоуправление в Российской Федерации. — М.: Норма, 2007. — С. 58.. Следовательно, можно говорить о верховной публичной власти в лице муниципальных и государственных органов власти.

Следуя логике ст. 3 Конституции Российской Федерации можно сделать вывод о том, что публичная власть — это политическая власть, осуществляемая народом непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Местное самоуправление — это публичное управление, имеющее властную природу. Деятельность по решению вопросов местного значения осуществляется посредством издания обязательных для исполнения населением муниципального образования муниципально-правовых актов и, наоборот, принятых народом решений, обязательных для исполнения муниципальными органами власти.

Публичность муниципальной власти подчеркивается также в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 1998 г. № 3-П «По делу о проверке конституционности ст. 80, 90, 93 и 94 Конституции Республики Коми и ст. 31 Закона Республики Коми от 31 октября 1994 г. ''Об органах исполнительной власти в республике Коми''» (далее — Постановление Конституционного Суда РФ от 15 января 1998 г. № 3-П). Рассматривая вопрос о местных представительных органах власти в Республике Коми, Конституционный Суд РФ указал, что само по себе то, что местные представительные органы согласно Закону республики Коми являются органами власти, не свидетельствует об их государственной природе. Публичная власть может быть и муниципальной. Таким образом, согласно позиции Конституционного Суда РФ органы местного самоуправления осуществляют не государственную, а муниципальную власть, т.е. их природа не является государственной.

Таким образом, муниципальная власть — это публичная власть особого рода, которая от государственной власти отличается следующими признаками:

  • территориальной ограниченностью;
  • более широким спектром форм непосредственного участия населения в управлении своими территориями;
  • системой принуждения в местном самоуправлении;
  • законодательным ограничением прав местной власти со стороны государства;
  • подконтрольностью государству реализации передаваемых местной власти государственных полномочий.

Законодательное определение местного самоуправления содержится в ч. 2 ст. 1 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131(Далее Закон о местном самоуправлении 2003 г.). В частности, в указанной статье говорится: «Местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных традиций».

В целом местное самоуправление — это многозначное понятие, которое можно рассматривать в нескольких аспектах:

  • местное самоуправление — это одна из основ конституционного строя, основополагающий принцип осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с принципом разделения властей определяет систему управления демократического правового государства (ст. 3, 8, 12, 15 Конституции РФ);
  • местное самоуправление — это право граждан (населения) данной территории на самостоятельное заведование местными делами;
  • местное самоуправление — это сама деятельность граждан по самостоятельному разрешению вопросов местного значения;
  • местное самоуправление осуществляется населением под свою ответственность;
  • структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно — посредством референдума;
  • местное самоуправление осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций. Это, в частности, проявляется при принятии символики муниципальных образований, определении наименования органов местного самоуправления;
  • местное самоуправление — это одна из предусмотренных Конституцией РФ форм народовластия;
  • местное самоуправление — один из видов социального управления, так как его задачей является управление обществом.

Сущность местного самоуправления обуславливается его тремя основными аспектами. Во-первых, оно является одной из основ конституционного строя; во-вторых, это форма народовластия, неотъемлемая органическая часть политической системы; в-третьих, местное самоуправление можно признать институтом правового положения личности, поскольку в Конституции РФ установлено положение о том, что местное самоуправление — это право граждан (в том числе и иностранцев, постоянно или преимущественно проживающих на территории муниципального оброзования — прим. авт.).

Примечательно, что отказаться от своего права на осуществление местного самоуправления население не может, поскольку в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2000 г. «По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области в редакции закона Курской области от 22 марта 1999 г. ''О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной закон) Курской области''» это правило может возникнуть на основании Конституции Российской Федерации и закона, «а не на основании волеизъявления населения муниципального образования».

Предыдущие материалы: Следующие материалы: