Муниципальные выборы: понятие, принципы и порядок проведения, органы и должностные лица местного самоуправления, формируемые в ходе выборов, избирательные объединения, имеющие право на выдвижение кандидатов, мажоритарная система подведения итогов голосова


В Конституции РФ выборы характеризуются как высшее непосредственное выражение власти народа (ч. 3 ст. 3), способ осуществления гражданами не только государственной власти, но и местного самоуправления (ч. 2 ст. 3, ч. 2 ст. 130). Муниципальные выборы - стадия формирования местной публичной власти. Они являются единственным способом формирования депутатского корпуса представительных органов местного самоуправления, а также замещения должностей глав муниципальных образований. В уставах муниципальных образований круг должностных лиц местного аппарата власти, подлежащих избранию, может расширяться.

Выделим ряд характерных черт выборов.

1. Выборы - один из основных институтов прямой демократии, непосредственного волеизъявления жителей и принятия ими публичных кадровых решений.

2. Выборы выступают не только в качестве формы прямого волеизъявления граждан, но как часть и исходное начало представительного властвования жителей.

3. Выборы, с учетом изложенного выше, есть сфера соединения институтов прямой и представительной демократии.

4. Выборы позволяют жителям непосредственно включаться в управление делами своих муниципальных образований, осуществлять собственные конституционные права, свободы и не только те, что напрямую связаны с выборной технологией.

5. Выборы обеспечивают "вторжение" общественного мнения в будущую деятельность избираемых органов и должностных лиц, поскольку предвыборная борьба позволяет четче выявить насущные социальные приоритеты, на которые (вольно или вынужденно) должны ориентироваться народные избранники.

6. По своим масштабам, широте участия разных слоев местного населения выборы представляют собой общемуниципальное мероприятие. Даже те, кто не принимает по тем или иным причинам участия в голосовании, оказываются вовлеченными в ход выборов, хотя бы в форме пассивного их созерцания.

7. Наконец, выборы помогают укреплять гражданское общество, являясь питательной средой для выявления в обществе различных позиций, интересов, их организационного оформления, взаимного согласования.

С учетом сказанного муниципальные (местные) выборы, по смыслу избирательного законодательства, - общемуниципальное мероприятие, в ходе которого избиратели муниципальных образований осуществляют конституционное право непосредственно и самостоятельно путем голосования формировать органы местного самоуправления, иные права; движение, сочетающее в себе формы представительной и непосредственной демократии, упорядочивающее и структурирующее местные сообщества жителей.

Принципы:

1. организация выборов избирательными комиссиями, независимыми от государственных, муниципальных органов, негосударственных объединений;

2.       проведение выборов в рамках избирательных округов;

3.       состязательность;

4.       всеобщность;

5.       право избирать и быть избранным;

6.       тайность голосования.

Избирательные цензы:

ü             наличие гражданства РФ

ü             18 лет

ü             Постоянное или преимущественное проживание на определенной территории

ü             Дееспособность

ü             Отсутствие судимости

Выдвижение кандидатов является свободным. Каждый гражданин, обладающий пассивным избирательным правом, имеет возможность, получив определенную поддержку непосредственно от избирателей либо избирательных объединений, участвовать в выборах в качестве кандидата. Право выдвижения кандидатов принадлежит избирательным объединениям и непосредственно избирателям. Выдвижение непосредственно избирателем проводится путем самовыдвижения, а также по инициативе избирателя, группы избирателей, обладающих активным избирательным правом.

Решения о выдвижении кандидатов от избирательных объединений принимаются тайным голосованием на собраниях местных либо региональных отделений, общероссийских избирательных объединений или избирательных объединений субъекта Федерации. В поддержку кандидатов собираются подписи избирателей в порядке и количестве, также определяемых региональными законами. Как правило, количество подписей составляет не более 2% числа избирателей округа.

В муниципальных образованиях с числом избирателей менее 10 тыс. человек сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов может не производиться, если законом субъекта Федерации предусмотрен иной порядок выдвижения кандидата.

По методике определения победителя

Существуют три разновидности мажоритарной системы: абсолютного, относительного и квалифицированного большинства.

В первом случае избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов — 50 % + 1 голос избирателя.

На выборах по мажоритарной системе относительного большинства кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из конкурентов, и необязательно больше половины. Такая система используется в настоящее время в Великобритании, Японии, в США при выборах депутатов конгресса и др. Мажоритарная избирательная система относительного большинства чаще всего применяется в одномандатных избирательных округах. В англоязычных странах название этой системы — система «первого, который считается избранным» или «первого, оказавшегося избранным» (first past the post) .

Разновидность системы относительного большинства — блоковая система, когда избиратель из наделенного «блока» голосов по одному передает каждому из кандидатов. В случае если у избирателя количество голосов равно количеству голосов, замещаемых в многомандатном округе, то это блоковая система неограниченного вотума. Если количество голосов меньше числа мандатов — блоковая система ограниченного вотума. В предельном случае гражданину может быть предоставлена возможность голосования только за одного кандидата — система одного (или единственного) непередаваемого голоса .

При системе квалифицированного большинства победителю необходимо набрать заранее установленное большинство, которое выше половины — 2/3, 3/4 и т. д. Обычно применяется при решении конституционных вопросов.

По методам выдвижения кандидатов

В одних государствах кандидат может самовыдвигаться, в других — только от партии. С одной стороны, самовыдвижение позволяет попасть в парламент популярной личности; с другой — самовыдвиженцы отчитываются только перед избирателями, но могут и примыкать к удобной для них партии. Самовыдвижение в парламент — удобный приём для преступников, желающих получить депутатскую неприкосновенность, но правоохранительные органы могут инициировать процедуру по ее лишению.

Достоинства

  • Позволяет попасть в парламент мелким партиям и самовыдвиженцам, популярным в том или ином месте.
  • Деятельность члена всякой партии связана не только ее уставом, а чаще карьерными соображениями ее членов, приспосабливающихся к внутренним тенденциям и исключающих противоречия руководству лоббирующего интересы бюрократии.
  • Необдуманные предложения независимого депутата, или лоббирующие криминал, слабость его позиций при обсуждении вопроса и голосовании по решениям, всегда будет легкой мишенью для фракций и партий.
  • В отличие от партийных списков, у избирателя есть возможность выбрать не «тёмную лошадку», и кандидат должен представить не только декларативные обещания, но и реальные заслуги перед обществом.

Недостатки

  • Разбросанные по стране меньшинства не могут добиться большинства в каждом отдельно взятом округе. Чтобы «протолкнуть» своего депутата в парламент, требуется компактное проживание.
  • Избиратели, чтобы их голос «не ушёл впустую», голосуют не за того, кто им нравится, а за наиболее приемлемого из двух лидеров.
  • Поэтому мажоритарная избирательная система в конце концов приводит к двухпартийной системе в государстве (закон Дюверже).
  • Чревато такими нарушениями, как подкуп избирателей и джерримендеринг.
Предыдущие материалы: Следующие материалы: