Муниципально-правовые нормы (МПН) и институты


Система права – это комплекс однородных норм, регулирующих определенные группы общественных отношений.

Система МСУ основывается на логическом последовательном разделении норм в однородные правовые группы (правовой комплексный институт).

Являясь единым по содержанию, МП при этом состоит из относительно автономных, но связанных между собой составных частей.

МПН– это первичный элемент системы муниципального права – правовые нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности МСУ. Нормам МП присущи все признаки правовых норм:

общеобязательность,

обеспечение их реализации с помощью системы государственных гарантий,

защита от нарушений принудительными средствами.

В совокупности МПН образуют отрасль МП.

Нормы МП по признаку регулирования однородных и взаимосвязанных общественных отношений объединяются в муниципально-правовые институты – определенная система норм МП, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу в рамках отрасли МП.

Особенностью муниципально-правовых институтов является то, что образующие их нормы обладают признаками не только отрасли МП, но и признаками основных, первичных отраслей права (конституционного, административного, финансового, гражданского, земельного, трудового и др.). Такую двойственную природу имеют институты муниципальной службы, муниципальной собственности, форм непосредственной демократии, местных финансов и др.

Классификация МПН:

по объекту правового регулирования (по кругу регулируемых отношений) МПН делятся на закрепляющие:

МСУ в системе народовластия (понятие, принципы, функции МСУ);

основы деятельности МСУ (территориальная, организационная, финансово-экономическая основы);

предметы ведения и полномочия МСУ (муниципальных образований); гарантии МСУ;

ответственность органов МСУ и должностных лиц МСУ;

по характеру предписаний:

управомочивающие (нормы-разрешения);

обязывающие (содержащие предписания, что нужно делать);

запрещающие (нормы-запреты, устанавливающие, чего делать нельзя);

по степени определенности (категоричности) предписаний:

императивныенапример, нормы, устанавливающие порядок вступления в силу НПА органов МСУ и должностных лиц МСУ;

диспозитивныенапример, нормы, устанавливающие порядок рассмотрения решения законодательным (представительным) государственной власти субъекта РФ вопроса о прекращении полномочий соответствующего органа МСУ (Статья 49 №154-ФЗ);

по территории действия:

федеральныедействуют на всей территории РФ;

нормы, действие которых ограничивается территорией конкретного субъекта РФ;

местныедействующие в пределах отдельного муниципального образования;

по источникам (по характеру актов, в которых содержатся МПН):

нормы, действующие на федеральном уровне;

нормы, действующие на уровне субъектов РФ;

нормы, действующие на уровне муниципальных образований;

существуют также:

материально-правовые нормы – закрепляют полномочия органом МСУ и должностных лиц МСУ, права и обязанности граждан, других субъектов МП;

процессуальные нормы – определяют порядок (процедуру) выборов и деятельности органов МСУ, порядок принятия решений непосредственно населением муниципальных образований, процедуру реализации права населения на правотворческую инициативу в вопросах местного значения и т.д.;

МП делится на правовые институты:

институт муниципальной службы,

институт выборов,

институт договорных отношений.

Особенности муниципально-правовых норм:

издаются государством, но принимаются органами МСУ, которые не входят в систему государственной власти.

регулируют отношения, связанные с образованием и деятельностью органов МСУ, деятельность которых должна быть подчинена интересом населения;

являются нормами и частного и публичного права;

действуют на локально-территориальном уровне;

в случае нарушения основной мерой принуждения служит судебное решение.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: