Организационные  формы осуществления МСУ


Система МСУ – совокупность организационно-правовых форм, через которых население муниципального образования обеспечивает решение вопросов местного значения.

7)      представительный орган (статья 14 ФЗ)

8)      глава муниципального образования (статья 16)

9)      исполнительно-распорядительный орган (статья 17)

10)   формы непосредственной демократии: выборы, референдум (статьи 22-26)

11)   органы территориального общественного самоуправления

12)   ассоциации и союзы (статья 10).

1 – 3 – органы власти, органы МСУ, создаются в обязательном порядке, действуют на постоянной основе

4 – 6 – общественно-территориальное самоуправление, носит факультативный характер.

Группы организационных форм, посредством которых осуществляется МСУ в РФ:

  • формы непосредственной демократии, используемые в системе МСУ (выборы, собрания населения и т.д.);
  • выборные и другие органы МСУ, на которые возлагается основная повседневная работа по осуществлению МСУ на территории соответствующих муниципальных образований;
  • формы участия населения в осуществлении МСУ, центральное место в которых занимает территориальное общественное самоуправление.

Когда речь идет об участии населения в осуществлении МСУ, подразумеваются допустимые, но не обязательные действия жителей муниципальных образований (как индивидуальные, так и коллективные), связанные с решением вопросов местного значения, совершаемые ими по собственной инициативе и под свою ответственность. Пределы указанных действий определяются федеральными, субъектов РФ и муниципальными нормативными правовыми актами. При этом формой определения данных пределов могут быть как прямые предписания, так и сложные конструкции.

К формам осуществления МСУ непосредственно жителями относятся: местный референдум, муниципальные выборы, сход жителей муниципального образования, отзыв выборных лиц МСУ, голосование жителей по выявлению мнения населения по вопросу изменения границ территорий, в которых осуществляется МСУ.

К формам участия населения в осуществлении МСУ относятся: обращения жителей муниципального образования в органы МСУ, территориальное общественное самоуправление, народная правотворческая инициатива, иные формы инициативного участия жителей в осуществлении МСУ.

Под другими формами участия населения в осуществлении МСУ понимаются формы, прямо не указанные в федеральных законах.

Как указано в ст. 33 Федерального закона "Об общих принципах организации МСУ в РФ", "наряду с предусмотренными настоящим ФЗ формами непосредственного осуществления населением МСУ и участия в его осуществлении граждане вправе участвовать в осуществлении МСУ в иных формах, не противоречащих Конституции РФ, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам, законам субъектов РФ".

Другие формы – это в основном общественные объединения жителей, аналогичные по статусу клубам по интересам. Соответствующее общественное объединение является формой участия населения в осуществлении МСУ.

В начале 90-х годов получила широкое распространение такая форма объединения жителей, как клубы избирателей. Пик их активности, естественно, приходился на выборные кампании, однако в период между ними эти клубы содействовали контактам между населением и депутатами. В части содействия работе муниципальных депутатов, а также создания условий для взаимодействия жителей с депутатами, иными должностными лицами МСУ клубы избирателей также являются формой участия населения в осуществлении МСУ.

Наряду с формами участия в осуществлении МСУ, действующими в тех или иных организационных рамках, население может также прибегать к таким традиционным формам, как участие в митингах, пикетах, иных публичных акциях в целях выражения своего мнения по тем или иным вопросам деятельности органов МСУ. И в силу целей соответствующих акций, связанных с осуществлением МСУ, все они могут рассматриваться как формы участия населения в осуществлении МСУ.

 

Предыдущие материалы: Следующие материалы: