Обращения граждан в органы местного самоуправления и другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении.


Право граждан на индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти и органы МСУ относится к конституционно гарантированным.

Обращения – изложенные в устной или письменной форме предложения, заявления, жалобы, ходатайства, в том числе коллективные обращения граждан.

Предложение – обращение гражданина, не связанное с нарушением его прав (направлено на улучшение организации и деятельности органов МСУ, предприятий, организаций, учреждений в решении вопросов различных сфер местной жизни).

Заявление – обращение гражданина по поводу реализации принадлежащих ему прав.

Жалоба – обращение гражданина по поводу восстановления прав или законных интересов, нарушенных действиями (бездействием), решениями органов МСУ, их должностными или выборными лицами, руководителями предприятий, учреждений, организаций.

Ходатайство – письменное обращение гражданина с просьбой о признании за ним определенного статуса, прав, гарантий, льгот (с предоставлением документов, их подтверждающих).

Коллективное обращение – обращение нескольких граждан в письменном виде, содержащее частный интерес (или обращение, принятое на митинге, собрании, подписанное организаторами и (или) его участниками).

ФЗ "Об общих принципах организации МСУ в РФ" определено, что должностные лица МСУ обязаны дать письменный ответ по существу обращений граждан в органы МСУ в течение одного месяца.

Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органы МСУ устанавливаются законами субъектов РФ и принимаемыми в соответствии с ними представительными органами муниципальных образований муниципальными нормативными правовыми актами.

Традиционно в указанных муниципальных нормативных правовых актах наряду с месячным сроком рассмотрения обращения должны быть установлены правила работы с обращениями:

обязательность ответа по существу обращения;

право на поручение о подготовке ответа на обращение должностному лицу, курирующему соответствующее направление деятельности МСУ, а также право подписи ответа названного должностного лица МСУ вне зависимости от того, кому адресовано обращение;

запрет на переадресовку обращения лицам, чья деятельность критикуется в обращении;

обязанность направления обращения по принадлежности, если оно адресовано органу (должностному лицу) МСУ, в чьи функциональные обязанности соответствующий вопрос не входит.

За нарушение должностным лицом МСУ порядка и сроков ответа на обращения граждан в органы МСУ законом субъекта РФ может быть установлена административная ответственность.

Существуют ситуации, когда обращение может быть оставлено без ответа. Так, в актах, регламентирующих порядок работы с обращениями, может быть установлено право не отвечать на обращение:

если оно содержит оскорбительные выражения с применением ненормативной лексики в адрес отдельных лиц или учреждений, а также государства, органов государственной власти и МСУ;

если ответ по существу обращения тому же адресанту уже был дан ранее.

Анонимные обращения не подлежат рассмотрению (устные обращения рассматриваются, когда изложенные в них факты не требуют дополнительной проверки).

Руководители органов и должностные лица МСУ обязаны обеспечить необходимые условия для рассмотрения обращений граждан (при необходимости должны быть истребованы документы, организованы проверки).

Законы субъектов предусматривают административную ответственность за нарушение сроков и порядка ответов на обращения.

Обращение граждан позволяет им участвовать в определении задач и направлений деятельности органов МСУ, в контроле за деятельностью муниципальных органов (они – важнейший источник информации, необходимой органам МСУ для принятия решений, отвечающих интересам населения).

Предыдущие материалы: Следующие материалы: