Понятие, виды и состав территорий муниципальных образований. Порядок установления и изменения границ муниципального образования.


Принципы территориальной организации МСУ – законодательно установленные положения и требования, в соответствии с которыми определяются порядок образования и преобразования МО, состав территории МО, а также порядок установления и изменения их границ.

Принципы, определяющие порядок установления и изменения границ МО:

1) Территория субъекта РФ разграничивается между поселениями (территории с низкой плотностью населения могут не включаться в состав территорий поселений; территории всех поселений, а также межселенные территории входят в состав муниципальных районов).

2) Установление границ сельского поселения (в состав которого входят два и более населенных пункта), а также муниципального района с учетом пешеходной (транспортной) доступности.

3) Целостность территории МО (территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения; территория поселения не может входить в состав территории другого поселения; территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района).

4) Учет мнения населения при решении вопроса об установлении и изменении границ МО.

5) Учет исторических, местных традиций, необходимости создания условий для решения соответствующих вопросов местного значения, развития МО.

6) Установление и изменение границ МО законами субъектов РФ.

Принципы, определяющие состав территории МО:

1) Обеспечение устойчивого и комплексного развития территории МО в целях эффективного решения вопросов местного значения, создания благоприятных условий жизнедеятельности населения:

  • в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения;
  • должны включаться земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные земли, земли, необходимые для развития МО;
  • состав земель муниципального района, определяющих его границы, должен обеспечивать создание условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера.

2) Учет исторических и иных местных традиций при определении состава территории МО, установлении его границ (включение в состав территории поселения исторически сложившихся земель населенных пунктов).

Переход к новой территориальной организации МСУ в соответствии с ФЗ 2003 – субъекты РФ должны были до 01.03.2005 установить своими законами границы МО и наделить соответствующие МО статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района (если не укладывались в этот срок, то границы МО устанавливались до 31.03.2005 федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ):

  • наделение соответствующим правовым статусом уже существующие МО и установление их границ (формальная фиксация нового правового статуса);
  • наделение соответствующим правовым статусом вновь создаваемых МО и установление их границ (территории, в границах которых создавались МО, ранее не обладавшие статусом МО);
  • определение статуса и границ МО, возникших в результате изменения границ и статуса существующих МО, их преобразования.

Субъекты РФ, устанавливая границы МО, принимают законы, определяющие состав и границы территории МО, административные центры муниципальных районов, сельских поселений (границы и состав территории МО определяются утверждением их картографических описаний и карт-схем).

Порядок изменения границ МО:

субъекты, имеющие право выступать с инициативой (население, органы МСУ, органы государственной власти субъекта РФ, федеральные органы государственной власти);

инициатива реализуется в порядке, установленном для референдума, инициатива органов МСУ и государственной власти оформляется решениями указанных органов;

изменение границ осуществляется законом субъекта РФ.

Изменение границ МО должно осуществляться:

1) с согласия населения в случаях:

  • изменения границ муниципальных районов, влекущее отнесение отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов (согласие населения выражается путем голосования в порядке, предусмотренном законом, или на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных районов; согласие населения считается полученным, если за изменение границ проголосовало более половины принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины жителей);
  • изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений (согласие населения может быть получено путем голосования населения данных населенных пунктов, проводимого в порядке, предусмотренном для проведения местного референдума, или на сходах граждан с учетом мнения представительных органах поселений);

2) с учетом мнения населения, выраженного представительными органами муниципальных районов и поселений (границы МО изменяются в случае, когда данные изменения не влекут  отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений).

Изменение границ при уменьшении численности населения (не является достаточным основанием для инициирования процедуры изменения границ органами МСУ и государственной власти уменьшение численности населения менее 50% относительно минимальной численности населения, предусмотренной ФЗ 2003 , но с такой инициативой может выступить население).

Решение о создании и упразднении ЗАТО принимается Президентом РФ (Правительство РФ вносит предложение о создании ЗАТО, об определении границ и об отводе земель создаваемого (упраздняемого) ЗАТО) (изменение границ ЗАТО производится в таком же порядке).

В состав территории МО входят все земли в его границах независимо от форм собственности и целевого назначения:

1) территорию сельского поселения составляют (исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения);

2) в состав территории городского поселения (в том числе городского округа), которое не входит в состав муниципального района могут входить (один город или поселок, а также территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры).

В состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к соответствующим территориальным зонам – градостроительный кодекс выделяет:

жилые зоны (зоны жилой застройки разных видов);

общественно-деловые зоны (размещение объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан);

производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур;

зоны с/х использования (заняты объектами с/х назначения и предназначенные для ведения с/х);

зоны рекреационного назначения (могут включать земли, занятые городскими лесами, скверами, парками, прудами, водохранилищами, пляжами, земли, предназначенные для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом);

зоны особо охраняемых территорий (земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное и иное особо ценное значение);

зоны специального назначения (земли, занятые кладбищами, крематориями);

зоны размещения военных объектов и иные зоны специального назначения.

Состав земель муниципального района характеризует карта (схема), содержащаяся в схеме территориального планирования муниципального района, на которой отображаются:

существующие и планируемые границы поселений, входящих в состав муниципального района;

границы земель различных категорий в пределах межселенных территорий;

границы территории объектов культурного наследия;

границы зон с особыми условиями использования территорий;

границы земельных участков, предоставленных для размещения объектов капитального строительства местного значения, а также границы зон планирования размещения таких объектов;

границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства на межселенных территориях.

Границы и состав территории МО, утверждаемые законами субъектов РФ, указываются в его уставе.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: