Понятие местного самоуправления, его признаки.


Местное самоуправление - это гарантируемая конституцией организация и деятельность граждан по решению вопросов местного значения.

Термин «муниципальное право» может быть рассмотрен в различных значениях:

1) как отрасль права (наряду с гражданским, уголовным и иными отраслями права) - находится в настоящий момент в разработке российских правоведов, теоретиков и практиков;

 2) как учебная дисциплина (учебный предмет);

3) как наука.

Муниципальное право - комплексная отрасль права, для которой характерно соединение разнородных институтов общих и специальных отраслей российского права. В рамках муниципального права находят применение нормы таких правовых отраслей, как конституционное, административное, гражданское, бюджетное, финансовое, земельное, градостроительное, экологическое право. В Российской Федерации разработкой основ местного самоуправления занимаются юристы-государствоведы, в зарубежных странах этот вопрос является административным (процедурным).

Такие различия объясняются разницей в понимании института местного самоуправления. На территории России местное самоуправление - это форма народовластия, разновидность организации публичной власти. 6 зарубежных странах местное самоуправление рассматривается как уровень социального управления. Муниципальное право как отрасль права отличается от иных отраслей собственным предметом и методом регулирования. В силу того, что муниципальное право - комплексная отрасль права, она имеет некоторые особенности в предмете правового регулирования. Предмет правового регулирования выполняет роль первичного звена в построении целостной и самостоятельной отрасли муниципального права.

Предмет отрасли имеет первостепенное значение для идентификации отрасли, признания ее самостоятельности, определяет метод правого регулирования Предмет - совокупность общественных отношений, подлежащих регулированию в рамках муниципального права. Метод правового регулирования также является отличительным признаком любой самостоятельной отрасли права. Метод муниципального права - совокупность приемов и средств, с помощью которых осуществляется правовое регулирование.

Муниципальное право как комплексная отрасль права состоит из целого ряда правовых норм, которые также являются нормами иных отраслей права. Однако муниципальное право имеет также собственно муниципально-правовые нормы, которые определяют различные стороны общественной жизни на территории муниципального образования. Муниципально-правовые нормы - правила поведения, исходящие от органов государственной власти, органов местного самоуправления или непосредственно от народа и обеспечиваемые принудительной силой государства.

 

Конституционное законодательство Российской Федерации, однако, больше тяготеет к «общественной» теории местного самоуправления. Статья 12 Конституции РФ устанавливает, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Статья 2 Федерального закона от 28 августа 1995 г. (в редакции от 17 марта 1997 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации »   определяет местное самоуправление как признаваемую и гарантируемую Конституцией РФ самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Статья 130 Конституции РФ закрепляет, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

В понятии местного самоуправления можно выделить несколько основных элементов (признаков):

1) содержанием местного самоуправления является деятельность населения по решению вопросов местного значения. Под населением в федеральном законе понимается население муниципального образования. В рамках осуществления местного самоуправления население муниципального образования занимается решением вопросов местного значения, то есть вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенных к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией и законодательством Российской Федерации и ее субъектов;

2) местное самоуправление - это самостоятельная деятельность населения. Органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Самостоятельность местного самоуправления определяется прежде всего его отделением от системы государственной власти. Кроме населения муниципального образования нет субъекта, которому бы подчинялись органы местного самоуправления. Конституция РФ специально подчеркивает, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (ст. 131), органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (ст. 132);

3) местное самоуправление осуществляется населением под свою ответственность;

4) местное самоуправление осуществляется в двух формах, непосредственно (путем муниципальных выборов, местного референдума, участия в собраниях (сходах) граждан, народной правотворческой инициативы, обращений граждан, создания территориального общественного самоуправления) и через органы местного самоуправления (выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения);

5) местное самоуправление осуществляется исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. В данном признаке выражается принцип децентрализации — отсутствие единых, типовых подходов к управлению «местными делами», так как каждое муниципальное образование имеет свои исторические и местные традиции, определяемые различными: географическими, климатическими, демографическими, экономическими и другими факторами.

Местное самоуправление относится к основам конституционного строя, что означает невозможность его упразднения путем принятия поправок к Конституции РФ (гл. 8 «Местное самоуправление»). Положения гл. 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ могут быть пересмотрены только Конституционным Собранием.

Важным моментом в организации местного самоуправления в России является закрепление в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» прав граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: