Источники муниципального права РФ.


Муниципальное право - комплексная отрасль права, поэтому нормы муниципального права одновременно являются и нормами других отраслей.

В юридическом смысле источник - это форма выражения норм права, наделяющая их обязательной силой. Все источники

муниципального права можно разбить на две большие группы: нормативно-правовые акты и муниципально-правовые договоры. По мнению некоторых ученых, к источникам муниципального права можно относить и муниципальные обычаи, и судебные (административные) прецеденты. С учетом особенностей российской правовой системы данная

точка зрения представляется весьма спорной.

Муниципально-правовые договоры - это двусторонние (и более) соглашения, регулирующие отношения, связанные с осуществлением местного самоуправления, наделением органов местного самоуправления отдельными государственно-властными полномочиями. Муниципально-правовые договоры (соглашения) могут заключаться между органа-

ми государственной власти и органами местного самоуправления, между органами местного самоуправления, между органами местного самоуправления и другими субъектами права. Но важно правильно выделять содержание договора, т. е. круг регулируемых отношений.

Нормативно-правовые акты - это односторонние, властные, волевые действия непосредственно населения, органа власти или его должностного лица, связанные с исполнением закона и направленные на возникновение, изменение или прекращение правовых норм, на возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Нормативно-правовые акты

можно классифицировать следующим образом:

по охвату регулируемых отношений - систематизированные акты (например, законы о местном самоуправлении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации) и отраслевые или тематические акты, посвященные отдельным аспектам организации местного самоуправления (например, законы о выборах в органы местного самоуправления, о муниципальной службе и т.д.);

по юридической природе - законодательные акты и подзаконные акты;

по кругу субъектов, принимающих нормативные акты, - акты органов государственной власти, акты органов местного самоуправления, акты, принимаемые непосредственно населением на референдуме, собрании или сходе.

Россия является федеративным государством. Это, в частности, означает, что и Российская Федерация в целом, и субъекты Российской Федерации обладают правом принятия нормативных актов, обладающих высшей юридической силой. Предметы ведения каждого территориального уровня закреплены в статьях 71-73 Конституции РФ. Кроме того, в соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и наделяются своей компетенцией. Таким образом, три территориальных уровня (Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования) могут принимать нормативные акты, регулирующие вопросы местного самоуправления. Для характеристики пределов самостоятельности каждого территориального уровня федеральный законодатель ввел два термина – «вопросы государственного значения» и «вопросы местного значения». По общему правилу вопросы государственного значения разрешаются органами государственной власти; вопросы местного значения - органами местного самоуправления.

Понятие и система основных функций органов местного самоуправления.

ФУНКЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ — основные направления деятельности местного самоуправления, характеризующие его природу и социальное назначение. В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление осуществляет следующие функции: 1) обеспечивает участие населения в самостоятельном решении местных вопросов; 2) обеспечивает социально-экономическое развитие соответствующей территории; 3) управляет муниципальной собственностью; 4) обеспечивает потребности населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах; 5) осуществляет защиту интересов и прав местного самоуправления; 6) обеспечивает охрану общественного порядка, реализацию законов, поддержание правопорядка на территории муниципального образования. Охрана общественного порядка — одна из самых важных функций местного самоуправления. Она включает деятельность по обеспечению спокойствия в общественных местах, недопущению и пресечению хулиганства, привлечению к административной ответственности лиц, нарушающих порядок в общественных местах, во время уличных шествий и демонстраций, массовых гуляний, спортивных соревнований и т.п. Законодательство наделяет органы местного самоуправления (районные, городские) правом принимать решения (устанавливать правила) по вопросам соблюдения общественного порядка и устанавливать административную ответственность за его нарушение (при условии, что эти вопросы не урегулированы региональными и федеральными актами).

Принцип законности в организации и деятельности органов местного самоуправления.

Граждане Российской Федерации имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Граждане имеют равный доступ к муниципальной службе.
Принцип законности требует, чтобы организация и деятельность местного " самоуправления осуществлялась на основе закона и в рамках закона. Обязанность органов местного самоуправления соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы является конституционной нормой. Государство, признавая и гарантируя местное самоуправление, обеспечивает вместе с тем соблюдение законности в системе местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" в редакции от 17 ноября 1995 г. и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований органами и должностными лицами местного самоуправления, за соблюдением ими прав и свобод человека и гражданина.
Важным инструментом в обеспечении законности в деятельности местного самоуправления является суд. В судебном порядке могут быть обжалованы решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, а также решения и действия органов и должностных лиц местного самоуправления, ущемляющие права юридических и физических лиц. Суд вправе дать оценку соответствия
деятельности органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции, уставу и законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования.
Одно их ведущих мест в обеспечении законности в организации и деятельности местного самоуправления занимает общественный контроль. Общественный контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления может осуществляться в различных формах: обращений граждан в органы местного самоуправления и к его должностным лицам; отчетов депутатов представительных органов, глав муниципальных образований и других выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением; участия общественных наблюдателей в работе избирательных комиссий при проведении выборов депутатов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления и др.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: