Организация местного самоуправления в городских и сельских поселениях.


Особенности организации местного самоуправления в городских поселениях

    В соответствии с Градостроительным кодексом России к городским поселениям относятся города и поселки.

    Факторы, влияющие на организацию местного самоуправления в городских поселениях: численность жителей города, его размеры, наличие или отсутствие городских районов и др.

    Городские поселения в зависимости от численности подразделяются на:

   1) сверхкрупные города (свыше 3 млн. чел.);

   2) крупнейшие города (от 1 до 3 млн. чел.);

   3) крупные города (от 250 тыс. до 1 млн. чел.);

   4) большие города (от 100 до 250 тыс. чел.);

   5) средние города (от 50 до 100 тыс. чел.);

   6) малые города и поселки (до 50 тыс. чел.).

    При образовании районов в городе учитывается численность его населения, характер застройки, интересы рациональной организации управления городским хозяйством, социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения.

    Варианты организации и осуществления местного самоуправления в городских поселениях.

   1. Городское поселение может иметь статус муниципального образования: имеет свою собственность, свой бюджет и выборные органы: представительный орган местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления.

   При этом городское муниципальное образование может находиться в границах территории другого муниципального образования (например, районного муниципального образования).

     Городское муниципальное образование, имеющее статус муниципального образования, может подразделяться на городские районы или иные административно-территориальные единицы.

    Городской район — часть территории города, выделенная в целях рациональной организации управления городским хозяйством, улучшения обслуживания населения города и приближения органов местного самоуправления в городе к населению. Обычно районное деление имеют города с большой численностью населения.

     Организация власти в городских районах возможны в двух вариантах:

   а) создаются внутригородские муниципальные образования, имеющие свои выборные органы, свою собственность, свой бюджет.

   б) если не предусмотрены внутригородские муниципальные образования, могут создаваться структурные подразделения городской администрации с передачей им в управление части объектов городской муниципальной собственности, выделением финансовых средств из городского бюджета.

    2. Если городское поселение не имеет статуса муниципального образования (нет своей собственности, бюджета, выборных органов) – тогда оно входит в состав муниципального образования (например, районного муниципального образования), а его население реализует право на самоуправление с жителями муниципального образования, в состав которого входит поселение.

    В таком городском поселении могут создаваться и действовать структурные подразделения органов местного самоуправления того муниципального образования, в состав которых входит городское поселение.

    3. В городских поселениях, являющихся административно-территориальными образованиями, могут создаваться органы государственной власти.

     Если такое решение принимается в случае, когда в границах (районах, городах) действовали ранее созданные органы местного самоуправления, то полномочия этих органов не могут быть прекращены досрочно без учета мнения населения. Ограничение прав населения на местное самоуправление на отдельных территориях (включая и городские) возможно лишь федеральным законом в целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

    4. В городских поселениях могут создаваться органы территориального общественного самоуправления.

     В городских поселениях, являющихся муниципальными образованиями, органы территориального общественного самоуправления создаются на части территории городского поселения (дом, улица, квартал, микрорайон). В городских поселениях, которые не имеют статуса муниципального образования и входят в состав крупного муниципального образования (например, районного муниципального образования), органы территориального общественного самоуправления могут быть внутригородскими и общегородскими.

    Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

 Особенности организации местного самоуправления в сельских поселениях

    К сельским поселениям относятся: села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы и др.

    В ведении муниципального образования находятся поселения, которые связаны с ним в административном, производственном или территориальном отношениях: поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав населения и являющиеся объектами служебного назначения в соответствующей отрасли экономики (железнодорожные будки, дома лесников, бакенщиков, полевые станы и т.п.), а также одиночные дома.

    Организация местного самоуправления в сельских поселениях имеет особенности, которые связаны с их финансово-экономической базой, социально-экономическим развитием, численностью населения и другими факторами.

    Если сельское поселение не имеет статуса муниципального образования, оно неможет формировать свой местный бюджет, обладать муниципальной собственностью, избирать свои органы местного самоуправления.

    В зависимости от численности жителей сельские поселения подразделяет на:

   » крупные сельские поселения (свыше 5 тыс. чел.);

   » большие сельские поселения (от 1 до 5 тыс. чел.);

   » средние сельские поселения (от 200 чел. до 1 тыс. чел.);

   » малые сельские поселения (менее 200 чел.).

    Население сельского поселения имеет право на организацию местного самоуправления независимо от численности: а) со статусом самостоятельного муниципального образования; б) в составе сельского округа (сельсовета, волости), объединяющего несколько мелких населенных пунктов и являющегося самостоятельным муниципальным образованием или в составе единого районного муниципального образования.

    1. Как правило, статус муниципального образования имеет сельское поселение, являющееся крупным (большим) населенным пунктом с финансово-экономической базой, необходимой для самостоятельного решения вопросов местного значения. Такое муниципальное образование (село, станица и т.д.) имеет свой бюджет, муниципальную собственность и выборные органы местного самоуправления.

    Осуществление полномочий представительного органа местного самоуправления (если он не создается) в сельском муниципальном образовании возможно собраниями (сходами) граждан. При этом собрание (сход) граждан считается правомочным при участии в нем более половины жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

    2. Сельское поселение, являющееся муниципальным образованием, может находиться в границах территории другого муниципального образования (сельского округа, района и др.).

    3. Сельское поселение может не являться муниципальным образованием. Его население в этом случае реализует свое право на самоуправление в составе муниципального образования, объединяющего несколько поселений. Таким муниципальным образованием может быть, например, сельский округ (волость, сельсовет), т.е. муниципальное образование, охватывающее несколько сельских населенных пунктов с прилегающими к ним землями, либо районное муниципальное образование, имеющее в своем составе несколько сельских поселений (сельских округов, волостей, сельсоветов), а также городские поселения.

    Все перечисленные выше варианты организации местного самоуправления в сельских поселениях допускают создание на их территории органов территориального общественного самоуправления.

    Если сельское поселение является муниципальным образованием, то органы территориального общественного самоуправления могут создаваться только на части его территории (например, улице). Если же сельское поселение не имеет статуса муниципального образования, находясь в составе районного или иного муниципального образования, то органы территориального общественного самоуправления данного сельского поселения (например, формой организации территориального общественного самоуправления могут быть сельский сход (собрание), староста).

    Муниципальное образование, в состав которого входит сельское поселение, выделяет из своего бюджета сельскому поселению финансовые средства (смета расходов). Оно может передать сельскому поселению в управление объекты муниципальной собственности и создавать в сельском поселении структурные подразделения своей администрации.

 

Предыдущие материалы: Следующие материалы: