Истоки становления и развития местного самоуправления в России.


Становление муниципального права на территории РФ прошло длительный путь и еще не завершено. Становление и развитие муниципального права напрямую зависит от совершенствования системы местного самоуправления.

Развитие муниципального права на территории России рассматривается поэтапно:

1) до 1864 г.;

2)в период 1864-1870 гг. Земская и городская реформы;

3) в период 1905-1907 гг.;

4) в послереволюционный период;

5)реформирование местного самоуправления, формирование современной системы органов местного самоуправления в 90-е гг. XX в.

В отечественной теории права местное самоуправление всегда понималось по-разному. Например, Н. Лазаревский под местным самоуправлением понимал «децентрализованное государственное управление, где самостоятельность местных органов обеспечивается системой такого рода юридических гарантий, которые, создавая действительность де-

централизации, вместе с тем обеспечивают и текущую связь органов местного государственного самоуправления с данной местностью и населением».

Другой русский юрист М. И. Свешников характеризовал местное самоуправление как «новую форму администрации, заключающуюся в свободном участии народа в заведовании делами, вверенными местным административным органам, т. е. свободное участие народа в местной администрации».

Значительное влияние на формирование системы местного самоуправления оказывают регионы РФ. Россия является федеративным государством, именно поэтому и Российская Федерация, и субъекты РФ обладают правом принятия нормативно-правовых актов, обладающих высшей юридической силой, - законов. В рамках ст. 71 -73 Конституции РФ закреплены предметы исключительного и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Так, согласно ст. 72 Конституцией РФ в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится «установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления».

Однако различные авторы* предлагают разное прочтение данной конституционно-правовой нормы. В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление не входит в систему государственного управления, а органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Предлагаются следующие варианты прочтения:

1) в совместном ведении находится «установление...местного самоуправления», т. е. закрепление местного самоуправления как неприкосновенного демократического института;

2) в совместном ведении находится ≪установление системы органов... местного самоуправления≫, т. е. закрепление общего подхода к формированию органов местного самоуправления;

3)в совместном ведении находится ≪установление общих принципов организации... местного самоуправления≫, т. е. закрепление общего подхода к правовому регулированию становления системы местного самоуправления. Федеральный законодатель придерживается именно этой точки зрения.

 

Предыдущие материалы: Следующие материалы: