Правотворческая инициатива граждан.


Под правотворческой инициативой граждан понимается возможность населения муниципального образования, обладающего избирательным правом, вносить на рассмотрение органов или должностных лиц местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов по вопросам местного значения. С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, но не может

превышать 3% от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом. В случае отсутствия нормативного правового акта представительного органа муниципального образования, регулирующего порядок реализации правотворческой инициативы граждан, принятие к рассмотрению и рассмотрение проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами, осуществляются в соответствии с ФЗ от 6 октября 2003 г. В целях реализации правотворческой инициативы инициативная группа граждан вносит в соответствующие органы местного самоуправления,

в компетенцию которых входит принятие муниципального правового акта, как правило, следующие документы:

1) проект муниципального правового акта;

2) пояснительную записку, содержащую обоснование необходимости принятия муниципального правового акта, его целей и основных положений;

3) финансово-экономическое обоснование (в случае внесения проекта правового акта, реализация которого потребует дополнительных материальных или иных затрат);

4) список инициативной группы граждан с указанием фамилии, имени, отчества, паспортных данных, адреса места жительства и телефона членов группы;

5) протокол собрания (заседания), на котором было принято решение о создании инициативной группы граждан для реализации правотворческой инициативы.

В случае если проект муниципального правового акта предусматривает установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, то он вносится изначально главе местной администрации. Если же инициативная группа граждан вносит проект такого муниципального правового акта на рассмотрение представительного органа муниципального образования, то одновременно с проектом представляется заключение главы местной администрации (ч. 12 ст. 35 ФЗ от 6 октября 2003 г.). Соответствующие орган или должностное лицо местного самоуправления могут отказать в принятии представленных документов только в случае нарушения требований, предъявляемых к численности и порядку создания инициативной группы граждан, а также к перечню документов, прилагаемых к проекту муниципального правового акта, вносимого в порядке реализации правотворческой инициативы.

Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан с выполнением всех установленных требований, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения. Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена

возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта. В случае, если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции коллегиального органа местного самоуправления, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа. Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.

 

Предыдущие материалы: Следующие материалы: