Международное законодательство о местном самоуправлении на примере Европейской хартии местного самоуправления


Часть 4 ст. 15 Конституции РФ гласит, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Эти положения Конституции РФ в полной мере относятся и к Европейской хартии местного самоуправления как международному правовому документу, положения которого имеют приоритет над нормами, установленными законодательством России.

Европейская Хартия местного самоуправления принята Советом Европы в 1985 г., ее подписали 37 и ратифицировали 30 стран Европы, несмотря на то, что в каждой из стран сложилась своя система местного самоуправления.

На практике существуют внешние отличия в конкретных вариантах построения системы местного самоуправления в каждой стране. Однако ряд положений Хартии является базовым. Страны Европы, ее подписавшие, следуют именно этим принципам.

Российская Федерация, ратифицировав Европейскую Хартию без оговорок в 1998 соду, приняла на себя обязательства следовать всем ее положениям.

Европейская хартия местного самоуправления является сложным документом. Текст насыщен специальными терминами, содержит юридические положения о местном самоуправлении, которые имеет различную степень точности нормативного выражения.

Европейская хартия местного самоуправления содержит основные принципы формирования и деятельности органов местной власти. К ним относятся следующие:

выборная сменяемость депутатов и должностных лиц;

обязательность представительных органов местного самоуправления и их право образовывать ответственные перед ними исполнительные органов;

сочетание местных и государственных интересов к деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления;

гласность деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления;

законность в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления;

участие жителей в процессе подготовки, обсуждения, принятия, исполнения и контроля за исполнением решений органами местного самоуправления;

подотчетность и подконтрольность органов местного самоуправления населению.

Констатируется, что для этого необходимо, чтобы существовали (реально действовали) органы местного самоуправления, наделенные конкретными полномочиями.

В Хартии делается особый акцент на первые два требования как наиболее важные элементы единого принципа функционирования демократического строя. Указанные принципы в виде норм содержатся в Конституции РФ: ст. 18, ч. 2 ст. 24, ч. 1 и 2 ст. 32, ст. 33 и др.

Хартия даёт понятие местного самоуправления (ст. 3), устанавливает принципы закрепления компетенции местного самоуправления (ст. 4), закрепляет гарантии защиты территории местным самоуправлением (ст. 5), а также право местного самоуправления определять свои внутренние административные структуры (ст. 6). Она также включает положения об условиях осуществления полномочий на местном уровне, об источниках финансирования органов местного самоуправления, об административном контроле за деятельностью местного самоуправления, закрепляет право органов местного самоуправления на объединение и судебную защиту (ст. 7 - 11).

При этом Европейская хартия устанавливает обязательства государств — членов Совета Европы (в том числе Российской Федерации), подписавших её, направлять Генеральному секретарю Совета Европы всю необходимую информацию о законодательных положениях и иных мерах, предпринятых для того, чтобы соответствовать Европейской Хартии местного самоуправления.

Таким образом, Европейская Хартия, являясь базовым элементом правовой основы местного самоуправления в России, устанавливает не только основные принципы и положения правового регулирования местного самоуправления, но и минимально необходимые рамки по составу и содержанию остальных элементов правовой основы: Конституции РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ по вопросам местного самоуправления.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: