Историко – теоретические основы местного самоуправления.


Возникновение и эволюция МСУ уходят своими корнями к полисной демократии античного мира, городским и сельским общинам средневекового сословного государства. Города Др. Рима пользовались правами самоуправления и назывались муниципалитетами. Средневековые города с их административным, финансовым и судебным правлением, купленным, или отвоеванным у феодальных властей несли зародыши муниципального буржуазного самоуправления.

Идеи организации общинного управления теоретически были выражены французом Туре, который в 1790 году обосновал их в своем докладе «О реформе МСУ» в Национальном Собрании Франции.

Им были сформулированы две основные проблемы учения о МСУ, которые в последствии получили свое развитие в различных теориях МСУ.

1. Понятие о собственных общинных делах присущих по своей природе муниципальному управлению.

2. Понятие о делах государственных, которые передаются государством органам МСУ.

 Большое влияние на теорию и практику конституционного развития европейских государств, развитие МСУ, оказала французская XVIII в., а так же бельгийская конституция 1831 года. Бельгийская конституция содержала статью, посвященную общественному управлению, и на ряду с законодательной, исполнительной и судебными властями, признавала четвертую власть – муниципальную.

Французский государственный деятель Токвин в своем знаменитом сочинении “Демократия в Америке” писал, что общинные институты играют для установления независимости, туже роль, что и начальные школы для науки. Они открывают путь к свободе и начинают учить, как ей пользоваться. Без общественных институтов нация может сформировать свободное правительство, однако истинного духа свободы она так и не приобретет.

 В разработку местного самоуправления весомое слово было внесено Германской юридической школой. Первоначально немецкие ученые, например Штейн, Гнезть, обосновывая природу МСУ, выдвинули теорию «свободной общины», называемую еще теорией «естественных прав общины». Теория «социальной общины» доказывала, что право общины заведовать своими делами имеет такой же естественный и неотчуждаемый характер, как и права и свободы человека, ибо община исторически возникла раньше государства, которое должно уважать свободу общинного управления, данная теория опиралась на идеи естественного права.

Обосновывая свободу и независимость общины, данная теория обращалась к истории средневековых общин, т.е. вольных городов, их борьбе за независимость, против феодального государства.

Теория «свободной общины» выдвинула следующие начала организации МСУ:

1. Избираемость органов МСУ членами общины;

2. Положение о разделении дел, которыми ведает община на собственные дела и дела, порученные ей государством.

3. МСУ это управление собственными делами общины, отличными по своей природе от дел государственных.

4. ОМСУ, т.е. органы общины самостоятельны и естественно не являются органами гос-ва.

5. Государственные органы не вправе вмешиваться в собственную компетенцию общины. Они должны следить, лишь за тем, чтобы община не выходила из пределов своей компетенции.

 На смену теории «свободной общины» приходит «общественно хозяйственная теория самоуправления», обосновывая основной признак самоуправления, данная теория, на первый план выдвигает не естественные и неотчуждаемые права общины, а негосударственную, преимущественно хозяйственную природу МСУ, согласно этой теории, это заведование делами местного хозяйства.

 «Государственная теория самоуправления», согласно которой, самоуправление это одна из форм организации местного государственного управления.

 Современные зарубежные ученые, как правило, трактуют муниципальное управление как относительно децентрализованную форму государственного управления на местах, двойственный характер муниципальной деятельности, т.е. самостоятельность в чисто местных делах и осуществление определенных государственных функций на местном уровне находит свое отражение в теории дуализма муниципального управления. Согласно этой теории муниципальные органы осуществляя соответствующие управленческие функции выходят за рамки местных интересов и следовательно должны действовать как инструмент государственной администрации.

 В науке была высказана еще одна теория. Теория социального обслуживания населения, в основе данной теории делается упор на осуществление муниципалитетами одной из основных своих задач. Это предложение услуг своим жителям, организация обслуживания населения. Основной целью всей муниципальной деятельности данная теория называет благосостояние жителей коммуны.

 Классической страной, в которой институт МСУ получил свои первоначальные очертания, заимствованные впоследствии цивилизованными странами является Англия. Начиная со средних веков, в Англии складываются муниципальные советы, и вводится должность мэров.

 МСУ в России получило значительное свое развитие в конце XIX в., в стране сформировалась система определенных форм самоуправления, она отражала специфическую, социальную структуру российского общества и носила разноплановый характер.

 Органы на местах:

1. Губернские, уездные дворянские собрания.

2. Губернский и уездный предводители дворянства.

3. Дворянское депутатское собрание.

4. Уездные дворянские опеки.

Эти органы были призваны способствовать реализации сословных интересов дворян.

 В сельской местности действовало крестьянское самоуправление, его органом являлись - сельский сход, и сельский староста.

 Вышеперечисленные формы самоуправления, являлись разновидностями так называемого земского самоуправления.

В настоящее время практика показала, что природа МСУ не может быть однозначно определена. Затруднительно выделить собственно местные дела, отличные от общегосударственных. МСУ одновременно содержит в себе элементы как государственного, так и общественного образования, что нашло свое отражение в современной трактовке этого понятия в Европейской хартии МСУ.

 

Предыдущие материалы: Следующие материалы: