Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. – общая характеристика


Федеральное законодательство о местном самоуправлении составляет юридическую базу для правового регулирования местного самоуправления субъектами РФ. Основные положения, установленные Конституцией РФ, получили развитие в Федеральном Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 2003 года. Этот закон определяет роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления. Данному закону не могут противоречить другие федеральные законы, а также законы субъектов РФ, которые содержат нормы муниципального права.

Особенная роль данного закона заключается в том, что он разграничивает полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов в сфере местного самоуправления.

Этим Законом признается утратившим силу Федеральный закон от 28 августа 1995 г. (со всеми поправками) с момента вступления в силу нового Закона.

Новый Закон изменяет характер законодательства о местном самоуправлении. В частности, он ограничивает возможность контроля субъектов РФ над органами местного самоуправления определенным перечнем вопросов. Прямо устанавливается, что в случаях, где предусмотрено совместное ведение Российской Федерации и субъектов РФ, в частности при возникновении разногласий, приоритетное значение имеет федеральный закон. Расширены полномочия органов местного самоуправления по правовому регулированию решения вопросов местного значения по сравнению с Федеральным законом в редакции 1995 года.

Новый Федеральный закон стал основой для начала процесса реорганизации всей системы органов местного самоуправления в Российской Федерации. Его положения изменили в первую очередь принципы территориальной организации местного самоуправлении, установив тем самым переход к обязательному формированию муниципальных образований на новых принципах территориального устройства с разграничением и закреплением за каждым уровнем соответствующих полномочий по решению вопросов местного значения, а также переданных государственных полномочий.

Единые принципы организации местного самоуправления, установленные для всех субъектов Российской Федерации, предусматривают реальную возможность для реализации на местном уровне системы межбюджетных отношений, предусматривающей формирование реальной финансовой и экономической основы местного самоуправления и создание определенных стимулов для развития доходной базы бюджетов всех уровней. В Законе урегулированы вопросы межбюджетных отношений между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, зеркально отражающие межбюджетные отношения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

Особого внимания заслуживают положения Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», связанные с передачей органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий (Ленинградская область – на местный уровень передаются: организация работы по медицинской, профессиональной и социально-бытовой реабилитации инвалидов, ведение учета граждан и сбор документов для обеспечения транспортными средствами по медицинским показаниям (автомашинами, мотоциклами, инвалидными креслами-колясками и др.); назначение и выплата компенсаций и пособий гражданам, имеющим детей; назначение и выплата компенсаций репрессированным и впоследствии реабилитированным гражданам; выдача санаторно-курортных путевок льготным категориям населения; организация работы по попечительству в отношении лиц, нуждающихся в уходе по состоянию здоровья, и др) . Редакция статьи фактически исключает возможность возникновения полномочий, не обеспеченных финансовыми ресурсами.

Принципиальная особенность Закона №131-Ф3 также заключается в расширение самостоятельного решения вопросов местного значения непосредственно населением. Наряду с местным референдумом и муниципальными выборами предусмотрено голосование по вопросам изменения границ и преобразования муниципального образования, публичные слушания, на которые в обязательном порядке выносятся проект устава муниципальных образований, проект местного бюджета и отчет о его исполнении, проекты планов и программ развития муниципальных образований, а также вопросы о преобразовании муниципальных образований.

Иными словами. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наполняет иным содержанием институциональные основы местного самоуправления: правовую, территориальную, организационную, финансово-экономическую.

 

Предыдущие материалы: Следующие материалы: