Муниципальные правовые акты и их система.


Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты.

Юридическая природа этого вида правовых актов определяется    сутью    и    назначением    местного самоуправления в РФ, как территориально-локальной организации граждан РФ в городских и сельских поселениях для самостоятельного, под свою ответственность, решения вопросов местного значения как непосредственно, так и через органы местного самоуправления. Исходя из этою. правовые ак1Ы ОМС и должностных лиц местною самоуправления носят локальный характер, то есть их юридическая сила не может выходить за рамки конкретных муниципальных образований, а содержанием являются только вопросы местного значения.

Во-вторых, правовые акты ОМС и должностных лиц местного самоуправления носят подзаконный характер, то есть их издание и содержание должны в полной мере соответствовать, не противоречить Конституции РФ,

федеральным законам, конституциям, уставам и законам соответствующих субъектов РФ.

ФЗ № 154 определят акты, принимаемые ОМС и должностными лицами местного самоуправления, как правовые,    то    есть    обладающие    характером общеобязательности на территории  муниципального образования, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых  влечет  применение  мер  государственного принуждения.

Наименование и виды правовых актов ОМС, выборных  и  других  должностных  лиц  местного самоуправления, полномочия по их изданию, порядок их принятия и вступления в силу определяются Уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ.

Какие же виды правовых актов издают ОМС и должностные лица местного самоуправления? Наиболее типичными являются следующие:

- решения, которые принимают представительные 0\1(“ в коллегиальном порядке. Решения, принимаемые представительными ОМС носят, как правило, нормативно-правовой характер, то есть они устанавливают определенные правила поведения субъектов муниципального права на территории      соответствующего      муниципального образования. Как известно, одним из исключительных полномочий представительного ОМС в соответствии со ст. 15 п.З ФЗ № 154 является <принятие общеобязательных правш по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных Уставом муниципального образования>. Решения   представительного   ОМС   принимаются   в

соответствии   с   достаточно   сложной   процедурой, закрепляемой в регламентах представительных ОМС;

- постановления и распоряжения главы муниципального образования, которые последний принимает на основе принципа единоначалия. Эти правовые акты в иерархии локальных актов, с точки зрения юридической силы, занимают место ниже решений представительного ОМС. Они   должны   издаваться   главой   муниципального образования, во-первых, в рамках его компетенции, то есть лишь по тем вопросам, которые Уставом муниципального образования отнесены к его ведению, а, во-вторых, не только не противоречить законодательству РФ и субъектов РФ, но и Уставу муниципального образования и нормативно-правовым решениям представительного ОМС. Почему глава муниципального образования принимает два вида  актов?  Это  объясняется  особым  характером деятельности главы муниципального образования  и возглавляемой им, как правило, местной администрации: эта деятельность   носит   исполнительно-распорядительной характер.    Постановления    главы    муниципального образования, как правило, носят нормативный характер. Распоряжения же принимаются им по вопросам индивидуально-конкретного, оперативного характера;

- приказы, инструкции, методические письма, указания и распоряжения - это правовые акты, которые издают руководители отделов, управлений, служб и других структурных подразделений местной администрации. Они подконтрольны главе муниципального образования, который вправе  отменять  акты  руководителей  структурных подразделений местной администрации. Нормативные правовые акты ОМС и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу    после    их    официального    опубликования (обнародования).

Правовые акты представительных ОМС, выборных, должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены  органами  и должностными  лицами  их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: