Компетенция органов местного самоуправления в сфере управления муниципальной собственностью.


Органы местного самоуправления вправе осуществлять следующие формы сделок с муниципальным имуществом: сдача в аренду; передача в доверительное управление, в залог; отчуждение в порядке приватизации; совершение иных сделок в соответствии с гражданским законодательством.

Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местный бюджет.

При передаче муниципального имущества в доверительное управление необходимо учитывать, что:

  • передача имущества юридическим лицам для более эффективного его использования без перехода прав собственности;
    ·        действия управляющего в интересах собственника;
    ·        передаваемое муниципальное имущество не должно быть закреплено за предприятиями и учреждениями;
    ·        решение принимается местной администрацией по коммерческому конкурсу;
    ·        передача недвижимого муниципального имущества подлежит государственной регистрации.

Залог является способом обеспечения исполнения обязательств. Предметом залога не могут быть объекты муниципальной собственности, которые:

-         изъяты из оборота,
-         принадлежат муниципальным учреждениям на праве оперативного управления,
-         подлежат обязательной приватизации либо приватизация которых запрещена.

Передачу муниципального имущества в залог осуществляют комитет по управлению имуществом или муниципальное предприятие с согласия комитета по управлению имуществом.

Органы местного самоуправления вправе создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок их деятельности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.

Правовой основой функционирования муниципальных унитарных предприятий является ФЗ РФ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.02 г. Муниципальное унитарное предприятие – это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней муниципальным образованием имущество (только хозяйственное ведение или оперативное управление в отношении недвижимого имущества). Оно имеет право на часть прибыли от использования имущества, создается и ликвидируется органами местного самоуправления. Муниципальное образование не отвечает по обязательствам муниципального унитарного предприятия.

Муниципальное учреждение - это организация, созданная муниципальным образованием для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая местным бюджетом полностью или частично. Создается на основе оперативного управления муниципальным имуществом. Законодательно установлено особое правовое положение отдельных видов муниципальных учреждений (школ, больниц, музеев и т.п.).
В соответствии со ст. 54 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ФЗ РФ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.05 г. органы местного самоуправления могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных муниципальным органам.

Размещение муниципального заказа осуществляется путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона либо без проведения торгов путем запроса котировок цен на товары, работы и услуги у единственного поставщика на товарных биржах. 

 

Предыдущие материалы: Следующие материалы: