Муниципальная собственность


Часть 2 статьи 8 Конституции РФ закрепила, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Таким образом, муниципальная собственность находится под охраной государства. Как указал Конституционный Суд РФ «право муниципальных образований может быть ограничено лишь федеральным законом и лишь, если это необходимо для защиты конституционных ценностей и если такое ограничение является соразмерным, т. е. его характер соответствует тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится».

Муниципальная собственность служит основой устойчивого развития и экономической самостоятельности муниципальных образований в гражданском обороте.

В соответствии со статьей 50 Федерального закона 2003 года №131 в собственности муниципальных образований может находиться:

1) имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом вопросов местного значения;

2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской федерации;

3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих. работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативно-правовыми актами представительного органа муниципального образования.

В статье 50 закона определено, что находится в собственности поселений, муниципальных районов и городских округов (земельные участки, недвижимое имущество, культурные ценности).

В соответствии с Гражданским Кодексом РФ, муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским, сельским, а также другим муниципальным образованиям. Органы местного самоуправления могут выступать в имущественном обороте в качестве самостоятельных юридических лиц — муниципальных учреждений, обладающих самостоятельным вещным правом оперативного управления на закреплённое за ними имуществом. Поэтому основным признаком муниципальной собственности является ее вещное содержание и принадлежность к муниципальному образованию.

Частью этого имущества (денежными средствами) они будут отвечать по своим обязательствам. В связи с этим их имущество телится на 2 части:

1. Имущество, находящееся в муниципальной собственности и закреплённое за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

2. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закреплённое за муниципальными предприятиями и учреждениями, которые составляют муниципальную казну соответствующего муниципального образования.

Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью самостоятельно (ст. 132 Конституции). В соответствии с законом, орган местного самоуправления вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать иные сделки и определять в договорах и соглашениях условия использования передаваемых в пользование объектов.

Органы местного самоуправления вправе самостоятельно покупать объекты недвижимости и создавать на их базе унитарные предприятия и организации для осуществления хозяйственной деятельности. Они (органы муниципального образования) также самостоятельно определяют цели, порядок и условия деятельности предприятий, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей, осуществляют контроль над их деятельностью.

Что же касается реализации населением своих прав на объекты муниципальной собственности как на свое достояние, то это может быть осуществлено как через формы непосредственной и представительной муниципальной демократии, так и путем опосредованного управления в рамках органов местного самоуправления, выступающих от имени местного сообщества. Таким образом, особую значимость приобретает проблема управления муниципальной собственностью каждым из ее субъектов.

Состав объектов муниципальной собственности разнообразен. В реестре объектов данной формы собственности учитываются:

1. Муниципальные унитарные предприятия.

2. Муниципальные учреждения.

3. Муниципальные жилые и нежилые здания, сооружения и строения.

4. Муниципальные пакеты акций в уставном капитале акционерных обществ.

5. Имущество структурных подразделений органов местного самоуправления, имеющих самостоятельный бюджет.

6. Объекты инженерной инфраструктуры.

Принципиальной особенностью современного состояния муниципальной собственности является то, что в абсолютной своей массе она является доходопотребляющей, а не доходопроизводящей. Особенно данная проблема актуальна на уровне небольших по территории и экономическому потенциалу муниципальных образований - сельских поселений (например, сельских советов, которых, как правило, большинство в пределах одного субъекта РФ). Огромная часть бюджетных доходов направляется на цели поддержания объектов муниципальной собственности в минимально работоспособном состоянии. Это связано с тем, что в муниципальную собственность переданы объекты социальной направленности (ЖКХ, общественный транспорт), а также объекты, предоставляющие нематериальные услуги (образование, здравоохранение, культура и т.д.), которые относятся к категории общественных благ и являются убыточными.

Право муниципальной собственности прекращается: в случае гибели или уничтожения имущества; при отчуждении имущества другим лицам, в том числе при приватизации; в порядке разграничения муниципальной собственности; путем обращения взыскания на имущество по обязательствам муниципального образования в порядке, предусмотренном законом Российской Федерации или договором; по иным основаниям, предусмотренным законами Российской Федерации.

В статье 54 закона №131 говорится о муниципальном заказе. Органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Размещение указанного муниципального заказа осуществляется, как правило, на конкурсной основе. Порядок формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа устанавливается уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

 

Предыдущие материалы: Следующие материалы: