Законодательство субъектов РФ о местном самоуправлении: современное состояние и направление развития.


Важную роль в формировании правовой основы местного самоуправления играют субъекты Федерации.

Во-первых, они осуществляют правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления.

Российская Федерация состоит из равноправных субъектов: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Республика, являясь государством, имеет свою конституцию, а иные субъекты -- устав. Конституции и уставы субъектов Федерации должны соответствовать Конституции РФ и федеральным законам, которые имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Поэтому содержащиеся в конституциях и уставах субъектов Федерации положения об организации местного самоуправлении не должны противоречить основополагающим началам и принципам организации местного самоуправления, закрепляемым Конституцией РФ и Федеральным законом 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Вместе с тем необходимо учитывать, что Федеральный закон 2003 г., разграничивая полномочия федеральных органов государственной вла-сти и органов государственной власти субъектов Федерации в области местного самоуправления, закрепил, что определение общих принципов организации местного самоуправления осуществляется указанным Федеральным законом. Что же касается органов государственной власти субъектов Федерации, то они регулируют вопросы организации местного самоуправления лишь в случаях и порядке, указанных в Федеральном законе.

Таким образом, организация местного самоуправления во многом определяется в рамках правового закрепления общих принципов организации местного самоуправления, осуществляемого на федеральном уровне. И лишь в некоторых случаях, прямо указанных в Федеральном законе 2003 г., допускается и правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления законами субъектов Федерации. Так, законами субъектов устанавливаются:

• наименование представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации с учетом исторических и иных местных традиций;

• условия и порядок прохождения муниципальной службы (в соответ-ствии с федеральным законом);

• порядок подготовки и проведения местного референдума; гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения и подведения итогов муниципальных выборов (в соответствии с федеральным законом) и др.

Во-вторых, органы государственной власти субъектов Федерации осуществляют правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами.

Эти полномочия органов государственной власти субъектов Феде-рации во многом обусловлены конституционным положением о том, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправления (ст. 12) и основанным на конституционной норме требованием Закона 2003 г. об общих принципах организации местного самоуправления об обеспечении федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации государственных гарантий прав населения на осуществление местного самоуправления.

В-третьих, органы государственной власти субъектов Федерации осуществляют правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

В данном случае речь идет об участии органов государственной власти субъектов Федерации в правовом регулировании компетенции органов местного самоуправления в различных сферах жизни, подведомственных субъектам.

В-четвертых, органы государственной власти субъектов Федерации осуществляют правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Федерации в порядке, установленном Федеральным законом 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федераций». Законами субъектов Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъектов Федерации.

Наделение органов местного самоуправления указанными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Делегируемые отдельные государственные полномочия осуществляются органами местного самоуправления, как правило, муниципальных районов и городских округов, если иное не установлено законом субъекта Федерации.

Как показывает практика, субъекты Федерации принимают законы о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями:

по государственной регистрации актов гражданского состояния;

в области физической культуры и спорта;

в области создания и функционирования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;

по социальной поддержке и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан и др.

При этом одни субъекты принимают отдельные законы по каждому виду передаваемых государственных полномочий, а другие -- принимают один закон о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в разных сферах жизни.

Субъекты Федерации обеспечивают контроль за соблюдением законодательства о местном самоуправлении. В частности, создаваемые в субъектах конституционные (уставные) суды призваны обеспечивать соответствие нормативных правовых актов субъектов по вопросам местного самоуправления, нормативных правовых актов муниципальных образований конституции (уставу) субъекта Федерации.

Осуществляемое на основе Федерального закона 2003 г. реформирование организационно-территориальной структуры местного самоуправления, финансово-экономического и правового обеспечения функций местного самоуправления включает в себя формирование субъектами Федерации во многом новой системы правового регулирования местного самоуправления на региональном уровне. Решение этой задачи усложняется тем, что система местного самоуправления неоднократно подвергалась реформированию, изменялась ее законодательная база. Субъекты Федерации в течение длительного времени занимались поисками оптимального механизма взаимодействия с муниципальными образованиями, сформировали в целом правовую основу организации и деятельности местного самоуправления. Федеральный закон 2003 г. ставит перед субъектами новые задачи в области правового регулирования местного самоуправления, жестко разграничивая полномочия в этой сфере между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации

Предыдущие материалы: Следующие материалы: