Понятие,  сущность, назначение местного самоуправления.


Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 07.05.2009) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:

Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

«Европейская Хартия местного самоуправления» (совершено в Страсбурге 15.10.1985):

Местное самоуправление - право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

Анализ этого достаточно универсального определения, а также отечественного и зарубежного законодательства позволяет выделить три основных проявления сущности местного самоуправления.
1. Местное самоуправление - это право граждан, местного сообщества на самостоятельное заведование местными делами.
2.  Местное самоуправление - одна из форм организации публичной власти и управления.
3.  Местное самоуправление-1 один из принципов государственного устройства.
Рассмотрим каждое из них.     N
Право граждан, ассоциированных в рамках территории совместного проживания (населения), исходит от признания первоосновы права индивидов самим управлять собой. В государствах, базирующихся на принципах демократии, это право рассматриваетя как своеобразная аксиома.
Признавая право населения конкретных административно-территориальных единиц (местных сообществ) на самостоятельное заведование собственными делами, государство признает самостоятельность местного самоуправления, его органов и должностных лиц в пределах предоставленных им полномочий. Как правило, это признание закрепляется в конституциях или иных законодательных актах. Нередко государства берут на себя обязанности по созданию правовых, экономических и иных условий реализации права на местное самоуправление, обеспечивают его защитой в судебном порядке.
Конституция Российской Федерации признает и гарантирует местное самоуправление, его самостоятельность в решении вопросов местного значения, запрещает ограничение законодательно установленных прав местного самоуправления, предусматривает возможность их судебной защиты.
Граждане осуществляют право на местное самоуправление непосредственно путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления. Кроме того, право граждан на местное самоуправление находит свое выражение в праве избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, в праве обращения в органы местного самоуправления, в праве самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления и некоторых других конституционных правах.
Местное самоуправление - это не только право на самостоятельное заведование местными делами, но и форма организации публичной власти и управления.
В странах с высокоразвитой демократией местное самоуправление воспринимается, в первую очередь, как необходимое разделение властей по вертикали, обеспечивающее разумное распределение усилий властных органов на всех уровнях управления обществом.
В Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти является народ. Он может осуществлять принадлежащую ему власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Местное самоуправление в пределах своих
полномочий самостоятельно; его органы не входят в систему органов государственной власти. Фактически это означает наличие двух относительно самостоятельных систем власти: государственной и местного самоуправления.
Государственная власть, осуществляемая на основе разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную, реализуется государственными органами на всех уровнях управления страной: центральном, субъектов федерации, местном. Однако объем и содержание управленческих функций (функций-задач) на каждом уровне не одинаковы. На местном уровне сфера государственного воздействия ограничена правом местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения. Поэтому, рассматривая государственное управление и местное самоуправление как разновидности социального управления, правильнее говорить не об уровнях публичной власти, а о формах ее осуществления.
Местное самоуправление, таким образом, есть закономерная и объективно существующая форма осуществления власти, без которой (равно как и без государственной власти) невозможно управление страной и обществом.
Наконец, последнее, но не менее важное проявление местного самоуправления как одного из принципов государственного устройства.
Государственное устройство выражается в основополагающих принципах организации государства. Как правило, эти принципы имеют статус конституционных.
В основе государственного устройства большинства демократических стран наряду с принципами народного суверенитета и разделения властей лежит принцип местного самоуправления. Европейская Хартия местного самоуправления, исходя из того, что право граждан участвовать в управлении государственными делами непосредственно может быть осуществлено именно на местном уровне, провозгласила местное самоуправление одной из основ любого демократического строя.
В Российской Федерации местное самоуправление как одна из основ конституционного строя признается в качестве основополагающего принципа осуществления власти, определяющего систему управления демократического федеративного правового государства. Это предполагает установление децентрализованной системы управления, закрепление иных (нежели в условиях централизации и концентрации власти) основ взаимоотношений центральных и местных органов.

Таким образом, функциональное назначение местного самоуправления заключается в особом способе децентрализации управленческих дел, близких к условиям жизни людей, причем не больших людских масс, а главным образом малых групп и конкретных граждан. Решение этих дел требует безусловного учета местных условий и возможностей, а также демократических процедур, обеспечивающих осуществление непосредственным образом права граждан участвовать в управлении публичными делами, и на этой основе способствует повышению эффективности управления.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: