Представительный орган местного самоуправления: формирование, структура, компетенция


Представительные органы, являясь частью механизма осуществления муниципальной власти, занимают в структуре органов местного самоуправления особое место.

Действующее законодательство Российской Федерации и международная практика на вопрос о необходимости наличия представительных органов местного самоуправления однозначно указывают, что формирование данного органа является не просто необходимым, но и обязательным. Это обусловливается и сущностью самих представительных органов, и их функциональным назначением, поскольку решение вопросов местного значения посредством представительства является наиболее демократичным и максимально отражающим интересы местного населения муниципалитетов.

Обязательное наличие представительных органов местного самоуправления предусмотрено Европейской хартией местного самоуправления. Закрепляя права местного самоуправления в решении государственных дел, Хартия устанавливает, что права эти осуществляются советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования.

Российское законодательство, восприняв общепризнанные нормы международного права, закрепляет аналогичные положения. Так, обязательность формирования выборных органов местного самоуправления предусмотрена в Федеральных законах «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Процедура формирования представительного органа муниципального района, который:

1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном ст. 34 данного закона;

2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района (п 4 ст. 35).

Срок полномочий представительного органа определяется уставом муниципального образования, но не может быть меньше двух и более пяти лет.

Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:

7 депутатов - при численности населения менее 1000 человек;

10 депутатов - при численности населения от 1000 до 10000 человек;

15 депутатов - при численности населения от 10000 до 30000 человек;

20 депутатов - при численности населения от 30000 до 100000 человек;

25 депутатов - при численности населения от 100000 до 500000 человек;

35 депутатов - при численности населения свыше 500000 человек.

Особо оговаривается в Федеральном законе численность депутатов представительного органа муниципального района (не менее 15 депутатов) и внутригородской территории города федерального значения (не менее 10 депутатов).

Полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований.

Полномочия представительных органов производны от функций и полномочий самих муниципальных образований, от предметов их ведения.

Основной организационно-правовой формой работы представительного органа является заседание (сессия), на котором решаются вопросы, отнесенные к его ведению законодательством и уставом муниципального образования.

Представительные органы осуществляют свои полномочия непосредственно только на заседаниях (сессиях) и принимают на них решения в коллегиальном порядке. Организацию деятельности осуществляет глава муниципального образования, а в случае если указанное должностное лицо является главой местной администрации - председатель представительного органа, избираемый этим органом из своего состава.

Расходы на обеспечение деятельности представительного органа предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов РФ. Управление и (или) распоряжение представительным органом или отдельными депутатами в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются.

Периодичность и порядок проведения заседаний (сессий) представительного органа должны быть определены в уставе муниципального образования и в регламенте представительного органа. Во многих муниципальных образованиях установлено, что сессии проводятся по мере необходимости, но не реже четырех раз в год. При этом предусмотрена возможность созыва внеочередных сессий по инициативе 1/5 от общего числа депутатов, либо одной из постоянных комиссий, либо главы муниципального образования, либо главы местной администрации. В этом случае инициаторы должны направить председателю обращение с обоснованием необходимости внеочередного созыва, а также предоставить проекты решений по предлагаемым вопросам.

О времени созыва и месте проведения очередных заседаний, а также о вопросах, выносимых на их рассмотрение, председатель представительного органа должен сообщать депутатам и доводить до сведения населения заблаговременно, как правило, не позднее чем за 7 дней до заседания.

Заседания признаются правомочными, если на них присутствует не менее 2/3 от числа депутатов, установленного для данного представительного органа. Как правило, они проводятся в открытом порядке, в их работе в качестве наблюдателей могут принимать участие все желающие из числа членов местного сообщества. Открытость деятельности представительного органа также выражается в доступности ознакомления для членов местного сообщества е его протоколами и другими документами.

Порядок подготовки и проведения заседания представительного органа во многих муниципальных образованиях детально регулируется в его регламенте, что способствует организованности и четкости в работе, соблюдению необходимой культуры. В регламенте целесообразно предусмотреть, кто имеет право вносить проекты муниципально-правовых актов для рассмотрения представительного органа.

О ходе работы сессии и принятых на них решениях население должно извещаться через имеющиеся средства информации оперативно, не позднее чем в определенные уставом или регламентом сроки.

Представительные органы должны создать систему официального опубликования своих решений и правовых актов других органов местного сообщества. В противном случае, согласно ст. 15 Конституции РФ, «любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Представительный орган местного самоуправления имеет определенную структуру - комитеты и комиссии. Комитеты создаются как на весь срок полномочий депутатов (постоянные), так и на определенное время для предварительного рассмотрения вопросов, относящихся к компетенции представительного органа, а также для содействия в реализации его решений, осуществления контроля над деятельностью местной администрации, предприятий, учреждений и организаций.

Постоянные комиссии (комитеты) участвуют в разработке программ экономического и социального развития, бюджета муниципального образования, решений по другим вопросам; по поручению представительного органа, его председателя готовят проекты решений по вопросам, относящимся к сфере их деятельности; дают заключения, вносят предложения, контролируют в пределах компетенции представительного органа соблюдение действующего законодательства и выполнение решений представительного органа администрацией муниципального образования, предприятиями, учреждениями, организациями и общественными объединениями на его территории независимо от подчиненности и форм собственности; заслушивают по этим вопросам доклады и сообщения соответствующих руководителей; проводят проверки или депутатские слушания и др. Работа постоянных комиссий (комитетов) строится в соответствии с планом работы представительного органа на конкретный период, обычно на один год. Для проработки вопросов образуют рабочие группы, в состав которых включаются также специалисты и представители различных организаций. Вопросы рассматриваются на заседании комиссии, в том числе и на совместных заседаниях комиссий, если в этом есть необходимость. На заседаниях могут заслушивать руководители предприятий, организаций, учреждений, также специалисты. Решение по рассмотренному вопросу принимается простым большинством голосов депутатов и носит рекомендательный характер.

Структура представительного органа устанавливается, как правило, уставом муниципального образования. В городах в обязательном порядке (о чем свидетельствует практика) создаются постоянные комиссии (комитеты) по регламенту, законности, бюджету и налогам, делам молодежи, вопросам социальной политики и культуры, по образованию и здравоохранению, промышленности, транспорту и связи, по вопросам дорожного хозяйства и благоустройства, наблюдательные и т.д. В районах областного значения образуются, кроме названных, комиссии по вопросам сельского хозяйства, переработки сельхозпродукции и др. (с учетом инфраструктуры муниципального образования, в зависимости от наличия сфер деятельности). В сельской местности количество постоянных комиссий незначительно.

Временные комиссии действуют по мере необходимости решения тех или иных вопросов. В большинстве случаев роль временных комиссий выполняют территориальные избирательные комиссии по выборам органов местного самоуправления, а также территориальные комиссии по местному референдуму. Временными могут быть и отраслевые комиссии. По завершении своих обязанностей комиссии упраздняются решением представительного органа местного самоуправления.

 

Предыдущие материалы: Следующие материалы: