Виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления


виды юридической ответственности: уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная. Некоторые ученые выделяют и другие виды ответственности, в частности политико-правовую, под которой имеется в виду отзыв выборного должностного лица, роспуск представительного органа власти и т.п.

 органы и должностные лица МСУ в соответствии с ФЗ несут ответственность перед:

 а) населением муниципального образования;

 б) государством;

 в) физическими и юридическими лицами.

Население является основным субъектом прав местного самоуправления. Поэтому прежде всего необходимо установление эффективных видов ответственности органов и должностных лиц МСУ перед населением.

 Виды ответственности органов местного самоуправления, депутатов, членов выборных органов и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, определяются уставами МО.

 Население муниципального образования также вправе отозвать депутатов, членов выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления в соответствии с ФЗ "Об общих принципах организации МСУ в РФ.

Контроль и надзор за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления

1. Органы прокуратуры РФ и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами и должностными лицами местного самоуправления федеральных и региональных законов, уставов МО, муниципальных правовых актов.

Прокуроры вправе присутствовать на заседаниях органов местного самоуправления, а также вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов органами местного самоуправления.

 Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу местного самоуправления, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу местного самоуправления, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

2. Уполномоченные органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами и должностными лицами МСУ переданных им отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. и вправе давать письменные предписания по устранению нарушений, обязательные для исполнения органами МСУ и должностными лицами местного самоуправления. Указанные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке.

 3. контроль со стороны специально уполномоченных органов и должностных лиц МСУ., наделенных в соответствии с уставом МО контрольными функциями.

 В исключительном ведении представительного органа МО находится контроль за исполнением органами и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению местных вопросов.

Помимо представительного органа муниципального образования контрольные полномочия осуществляются и специализированным контрольным органом муниципального образования (контрольно-счетной палатой, ревизионной комиссией и др.).

Предыдущие материалы: Следующие материалы: