Гарантии местного самоуправления


 Гарантии осуществления МСУ в РФ определяются и обеспечиваются государством в лице федеральных и региональных органов государственной власти. Они могут быть объединены в две основные группы: общие гарантии местного самоуправления и специальные (юридические) гарантии местного самоуправления.

Под юридическими гарантиями местного самоуправления понимаются гарантии, закрепленные в законодательстве. Основными из них являются:

 1. Запрет на ограничение прав местного самоуправления.

 установленные Конституцией РФ и данным Федеральным законом права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены только федеральным законом в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

 2. Обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных лиц местного самоуправления для исполнения всеми расположенными на территории МО предприятиями, учреждениями и организациями, а также самими органами местного самоуправления и гражданами.

 За неисполнение решений органов местного самоуправления физические и юридические лица несут административную ответственность

Решение, принятое на местном референдуме, подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами МСУ,  решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения.

 3. Рассмотрение обращений органов и должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти, государственными должностными лицами, организациями, к которым эти обращения направлены.

 4. Гарантии финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления.

1) органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью При этом муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности

 2) органы МСУ вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, федеральным и региональным органам государственной власти, органам местного самоуправления, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местный бюджет.

3) органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

 4) наличие муниципального бюджета является обязательным условием осуществления местного самоуправления. Органы местного самоуправления формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

А. Органы государственной власти обязаны передавать органам местного самоуправления материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий. (субвенций ).

Конституция РФ устанавливает такую гарантию местного самоуправления, как право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

 Б. Органы местного самоуправления устанавливают местные налоги и сборы

В. Муниципальные образования вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг, в порядке, установленном представительным органом местного самоуправления в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти РФ

 5. Судебная защита местного самоуправления.

с заявлением о признании НПА противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться, в том числе, орган МСУ, глава МО, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция.

 органы местного самоуправления вправе обратиться в арбитражный суд с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

органы местного самоуправления не наделены правом обращения в Конституционный Суд. Однако не исключается защита средствами конституционного правосудия прав муниципальных образований как территориальных объединений граждан.

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации создаются субъектом Федерации, в том числе и для рассмотрения вопросов соответствия актов органов местного самоуправления конституции (уставу) региона.

 

Предыдущие материалы: Следующие материалы: