Разграничение собственности в России


В 1991г. Верховный Совет РФ принял постановление от 27 декабря 1991г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (в ред. от 10 сентября 1993г.). В приложении № 3 этого постановления содержался перечень объектов, относящихся к муниципальной собственности и подлежащих передаче в муниципальную собственность городов и районов. В 1992г. Президент РФ распоряжением от 18 марта 1992г. утверждает положение «Об определении пообъектно состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядка оформления прав собственности».

В Приложении № 3 к муниципальной собственности были отнесены следующие объекты:

1. Объекты государственной собственности , расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов:

- жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс), другим юридическим лицам, а также встроено-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7- процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения;

- жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты, перечисленные в данном приложении;

- объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов;

- другие объекты, находящиеся в оперативном управлении исполнительных органов городских и районных (в городах) Советов народных депутатов (местной администрации).

2. Объекты государственной собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов и находящиеся на территории соответствующих городов:

- предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;

- оптово-складские мощности, предприятия и подразделения производственно-технической комплектации, необходимые для обеспечения товарооборота и объемов услуг указанных предприятий;

- учреждения и объекты здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров), народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями), культуры и спорта.

3. Предприятия и объекты общественного питания, учреждения народного образования, здравоохранения, культуры и спорта, находящиеся в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации

4. Предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, находящиеся в ведении министерств, ведомств, государственных предприятий (кроме закрытой сети).

 В настоящее время отношения в сфере муниципальной собственности регулируются следующими нормативными правовыми актами: Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, Бюджетным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, Градостроительным кодексом РФ, Жилищным кодексом РФ. Федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 1995г. и 2003г., Федеральным законом от 21 декабря 2001г. «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации». Федеральным законом от 14 ноября 2002г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Конституция РФ в статье 130, определяя местное самоуправление как деятельность населения по решению вопросов местного значения, закрепляет в качестве экономической составляющей этой деятельности «владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью».

В соответствии со статьей 8 Конституции РФ муниципальная собственность признается и подлежит равной защите наряду с другими формами собственности. В муниципальной собственности согласно статье 9 Конституции РФ могут находиться земли и природные ресурсы.

При этом по Конституции РФ единственным назначением муниципальной собственности является эффективное решение вопросов местного значения в интересах обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований.

Определение муниципальной собственности дается в Гражданском кодексе РФ.

Согласно статье 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Имущество, находящееся в муниципальной собственности закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии ГК РФ (ст. 294, 296). Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Статья 124 ГК РФ устанавливает, что городские, сельские поселения другие муниципальные образования вступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством на равных началах с иными участниками гражданских отношений. Статья 125 ГК РФ конкретизирует порядок такого участия, определяя, что от имени муниципальных образований в гражданских правоотношениях приобретают и осуществляют права и обязанности органы местного самоуправления в пределах их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 125 и 215), в статье 29 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995г., и статье 51 одноименного федерального закона 2003г. установлено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативно правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 217 ГК РФ устанавливает, что имущество, находящееся в муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации. Средства местных бюджетов, муниципальных внебюджетных фондов, ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые ресурсы являются муниципальной собственностью.

Гражданский кодекс РФ не определяет состава муниципальной собственности, указывая лишь на то, что в качестве таковой выступает имущество (в том числе закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями), включающее также средства местного бюджета (статья 215).

Понятие имущества ГК РФ также не раскрывает, определяя его в составе объектов гражданских прав: согласно статье 128 «к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права…».

Впервые определение состава муниципальной собственности дано в Федеральном законе 1995г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно статье 29 этого закона в состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, Муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

К сожалению, федеральный закон 1995г. не провел четкого разграничения объектов муниципальной собственности между различными видами муниципальных образований.

Федеральный закон от 6 октября 2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», более детально решает вопрос о составе муниципальной собственности и делит имущество муниципального образования в зависимости от целей его использования на три группы (статья 51):

1. имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом вопросов местного значения;

2. имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Федерации;

3. имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Кроме того, в зависимости от типа муниципальных образований (поселения, муниципальные районы или городские округа) состав принадлежащего им имущества первого вида, предназначенного для решения вопросов местного значения, может различаться. В состав имущества городских округов могут входить все виды имущества, перечисленные для поселений и муниципальных районов.

Сельские и городские поселения могут иметь следующее имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения:

1. имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения;

2. автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;

3. жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда;

4. пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах поселения;

5. имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

6. объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных ер по тушению пожаров;

7. библиотеки;

8. имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечение жителей поселения услугами организаций культуры;

9. объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенные в границах поселения;

10. имущество, предназначенное для развития на территории поселения массовой физической культуры и спорта;

11. имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;

12. имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

13. имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения;

14. имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

15. земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральным законом;

16. обособленные водные объекты на территории поселения;

17. леса, расположенные в границах населенных пунктов поселения;

18. имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения.

Состав имущества того же вида, принадлежащего муниципальным районам, имеет некоторые особенности по сравнению с имуществом поселений, учитывающие особенность вопросов местного значения, решаемых районами. Из этого состава, в частности, исключены объекты тепло- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, объекты освещения улиц, дороги в границах населенных пунктов, жилищного фонда социального назначения, пожарного оборудования, имущества, предназначенного для организации досуга, памятников истории и культуры, объектов физической культуры и спорта, благоустройства и озеленения, лесов в границах населенных пунктов. Как видим, нет тех объектов, использование которых обеспечивает решение вопросов местного значения в пределах населенных пунктов.

И, наоборот, в состав имущества районов включены такие объекты, как автомобильные дороги общего пользования между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения вне границ населенных пунктов, объекты транспортного обслуживания между поселениями. Кроме того, в состав имущества районов могут входить объекты, предназначенные для решения задач, присущих только этому виду муниципальных образований, - имущество, предназначенное для осуществления:

- экологического контроля,

- организации охраны общественного порядка,

- обеспечение общедоступного бесплатного дошкольного, начального общего, среднего общего образования, организации отдыха детей,

- оказание скорой и первичной медицинской помощи,

- утилизация бытовых отходов и мусора,

- архивные фонды,

- межпоселенческие библиотеки,

- имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района.

Имущество второй из названных выше групп, предназначенное для осуществления отдельных переданных государственных полномочий, может находиться только у муниципальных районов и городских округов, поскольку поселениям такие полномочия не могут передаваться.

И, наконец, имущество третьей группы может принадлежать муниципальным образованиям любого типа и формируется в соответствии с нормативными актами представительного органа муниципального образования.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: