Муниципальные образования специального типа


Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) обусловлены их двойным статусом. С одной стороны, это субъекты Федерации, которые обладают всем комплексом конституционных прав, характерным для государственно-правовых образований такого типа. С другой стороны, это города, которым присущи все проблемы, свойственные данной категории муниципальных образований.

Планировалось, что в городах федерального значения самоуправление может осуществляться тремя способами:

общегородскими муниципальными органами;

органами местного самоуправления на внутригородских территориях;

городскими и внутригородскими органами местной власти.

Основным стал второй вариант управления, именно он и был закреплен в федеральном законодательстве.

Такой вариант предполагает реализацию местного самоуправления местными органами власти внутригородских территорий. Установление и изменение границ внутригородских муниципальных образований, их преобразование осуществляется законами городов федерального значения с учетом мнения населения соответствующих внутригородских территорий. Перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения определяются законами этих городов исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства. Состав муниципального имущества внутригородских муниципальных образований городов федерального значения определяется законами субъектов Федерации - Москвы и Санкт-Петербурга. Состав муниципального имущества внутригородских муниципальных образований в соответствии с ч.4 ст.79 Закона 2003г. зависит от перечня и характера вопросов местного значения, возлагаемых законами субъектов Федерации на эти муниципальные территории.

 

Закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО) - это имеющие органы местного самоуправления территориальные образования, в пределах которых расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

Своеобразие ЗАТО в том, что они по ряду вопросов находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Это установление административной подчиненности, границ ЗАТО и земель, отводимых предприятиям и (или) объектам; определение полномочий органов государственной власти субъектов Федерации в отношении ЗАТО; обеспечение режима безопасного функционирования предприятий (объектов), включающего специальные условия проживания граждан. Решения по данным вопросам принимаются Правительством РФ.

В ведении федеральных органов власти находится также определение порядка создания, упразднения ЗАТО. Предложение об этом исходит от Правительства РФ, окончательное решение принимается Президентом России.

Полномочия по управлению ЗАТО принадлежат органам местного самоуправления. Это полномочия, которые присущи им в силу законодательства о местном самоуправлении. Эта группа полномочий направлена на решение вопросов местного значения. Как муниципальные образования со статусом городских округов, ЗАТО могут наделяться отдельными государственными полномочиями.

Органы местного самоуправления ЗАТО наделены и особой группой полномочий по: координации деятельности предприятий (объектов), подразделений охраны, милиции, гражданской обороны при угрозе чрезвычайных ситуаций; разработке схем оповещения и эвакуации населения в случаях аварий либо при их угрозе; участию в определении пропускного режима; осуществлению контроля за санитарным, экологическим и другим состоянием территории; разрешению на въезд и выезд из ЗАТО.

Города-наукограды недавно возникшая категория муниципальных образований. При этом она остается довольно малочисленной: в 2003 году к списку муниципальных образований-наукоградов, включающему Дубну, Обнинск, Королев, присоединился поселок Кольцово Новосибирской области. Количество ЗАТО превышает их число почти в 10 раз.

Наукоград - муниципальное образование с градообразующим научно-производственным комплексом. Законом 2003г. наукограды отнесены к городским округам.

Статус наукограда присваивается муниципальному образованию указом Президента РФ на срок до 25 лет. Территория, претендующая на звание наукограда, должна отвечать нескольким критериям:

• градообразующий комплекс должен быть расположен в границах одного муниципального образования;

• основные фонды комплекса должны составлять не менее 50% общего объема основных фондов всех хозяйственных субъектов, расположенных в данном муниципальном образовании (либо градообразующий комплекс должен выпускать научно-техническую продукцию в стоимостном выражении более 50% общего объема продукции);

• в состав научно-производственного комплекса могут быть включены: научные организации и высшие учебные заведения; промышленные предприятия при определенных условиях; объекты инновационной инфраструктуры, малые предприятия независимо от организационно-правовой формы, работающие в научно-технической и инновационной сферах при определенных условиях;

• в уставе муниципального образования должны быть предусмотрены обязанности местной администрации по поддержке развития научно-производственного комплекса, определены порядок формирования научно-технического совета муниципального образования.

При присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Президент РФ утверждает определенные Правительством РФ приоритетные для данного наукограда направления научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний и т.д., а также программу развития наукограда.

Финансирование научной, научно-производственной деятельности осуществляется за счет федерального и регионального бюджетов. Финансирование инфраструктуры наукограда - за счет трех источников: федерального, регионального и местного бюджетов.

 

Предыдущие материалы: Следующие материалы: