Отзыв депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления


Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» впервые вводит ст.24 «Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования».

Отзыв – форма прямого волеизъявления граждан РФ по досрочному прекращению полномочий депутата, выборного должностного лица, осуществляемого на основе специально назначенного голосования.

 Институт отзыва был закреплён в советский период в 1917 г. декретом ВЦИК от 23 ноября 1917 г. «О праве отзыва делегатов». Он предусматривался Конституцией СССР 1936 г. В последующем был принят Закон СССР от 30 октября 1959 г. «О порядке отзыва депутата Верховного Совета РСФСР». В СССР и союзных республиках были приняты также законы, предусматривающие отзыв депутатов местных советов.

Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица, является одной из форм их ответственности.

Отзыв влечёт прекращение полномочий избранного лица как депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лиц, но не нарушает установленного Конституцией РФ статуса этого лица как гражданина. Более того, в Конституции РФ институт отзыва не установлен.

В Федеральном законе от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в ст.18 закреплялось, что уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ может быть предусмотрена возможность отзыва населением депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

Такие законы приняты более чем в 40 субъектах РФ. Согласно ст. 24 ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» основанием для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противозаконные действия или решения в случае их подтверждения в судебном порядке.

Основание для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и процедура их отзыва устанавливаются уставом муниципального образования. По смыслу Конституции РФ основанием для отзыва не могут служить его политическая деятельность, позиция при голосовании и т.п.

В большинстве субъектов РФ основанием для отзыва депутата выступает утрата доверия. Так, согласно Закону Красноярского края депутат представительного органа местного самоуправления, избранный на основе мажоритарной системы по одномандатным избирательным округам, не оправдавший доверия избирателей, может быть отозван по решению избирателей. Утрата доверия в данном случае выражается в невыполнении депутатских обязанностей, нарушении Конституции РФ, федеральных законов, законов края или устава муниципального образования. При этом основания отзыва депутата представительного органа могут быть конкретизированы в уставе муниципального образования. Процедура отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований отзыва.

В большинстве субъектов РФ приняты специальные законы, регулирующие порядок отзыва выборных лиц местного самоуправления. В зависимости от субъектов ответственности, порядок отзыва которых регламентируется, законы субъектов РФ можно разделить на 4 группы:

1) Законы, регулирующие порядок отзыва депутатов представительного органа местного самоуправления (Чувашская республика, Красноярский край, Кировская, Саратовская, Нижегородская области);

2) Законы, регулирующие порядок отзыва выборного должностного лица местного самоуправления (Республика Хакасия, Чувашская республика, Кировская, Нижегородская, Тамбовская, Тюменская области);

3) Законы, регулирующие порядок отзыва и депутата представительного органа, и выборного должностного лица местного самоуправления. (Республика Марий Эл, Оренбургская, Пензенская области);

4) Кодексы о выборах, референдуме, в которые инкорпорированы нормы о порядке отзыва депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления (Алтайский край).

 Инициатива отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления принадлежит населению муниципального образования в порядке, предусмотренном для проведения местного референдума. Депутат получает свои полномочия от избирателей, и отзыв народных избранников может осуществляться только избирателями.

 Для инициирования отзыва непосредственно населением необходимо создать и зарегистрировать в соответствующей избирательной комиссии инициативную группу. Именно эта группа и осуществляет сбор подписей, ведение агитации и т.п. Инициатива об отзыве выборного лица местного самоуправления должна подтверждаться сбором подписей в поддержку такой инициативы. В соответствии с законами субъектов РФ об отзыве депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления в поддержку предложения об отзыве необходимо собрать:

 – не менее 10% от числа избирателей округа, в котором выборное лицо было избрано; в многомандатном избирательном округе 10-процентный показатель считается от числа избирателей данного округа, поделённого на число депутатов (Алтайский край);

- не менее 50 % от числа избирателей, принявших участие в голосовании на выборах соответствующего депутата, выборного должностного лица (Белгородская область);

- не менее 5% подписей избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, но не менее числа подписей, чем требуется при выдвижении соответствующего выборного должностного лица (Воронежская область);

- не менее 1% избирателей соответствующего избирательного округа (Красноярский край).

 При соблюдении установленных сроков и сбора необходимого количества подписей в поддержку предложения об отзыве депутата представительного органа местного самоуправления или выборного должностного лица местного самоуправления решение о проведении голосования по отзыву выборного лица местного самоуправления принимается представительным органом местного самоуправления.

Инициативная группа имеет право на свободное ведение агитации за участие в голосовании по отзыву, за голосование за отзыв выборного лица. Выборное лицо имеет право на свободное ведение агитации за участие в голосовании или против участия в голосовании по отзыву, за голосование против самого отзыва. Граждане, общественные объединения имеют право свободного ведения агитации за участие в голосовании или против участия в голосовании по отзыву, за или против отзыва выборного лица.

Для голосования формируются избирательные комиссии, списки избирателей, участки для голосования в том же порядке, что и для организации и проведения выборов, референдума. Инициативная группа создаёт соответствующий финансовый фонд.

Законы субъектов РФ подробно определяют порядок назначения голосования по отзыву, образования участков голосования, составления списков участников голосования, деятельности комиссии по проведению голосования, гарантии для участников кампании по отзыву депутата, порядок проведения агитации и финансирования в период кампании по отзыву, порядок голосования по отзыву, подсчёта голосов участников голосования и обработки итогов голосования, а также порядок обжалования решений и действий, связанных с голосованием по отзыву и ответственность за нарушение прав граждан на участие в мероприятиях и голосовании по отзыву.

Голосование по отзыву осуществляется примерно в том же порядке, что и при проведении выборов, референдума. В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления считаются отозванными, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе). Итоги голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. в ст.24 предусматривает проведение голосования в целях получения согласия населения по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования. Данный институт называют также консультативным голосованием («консультативный референдум»). Отличие заключается в том, что в компетенции муниципального образования находится не изменении границ муниципального образования, а лишь выражение мнения по этому вопросу – дача согласия. Поэтому юридическая сила принятого решения будет определяться пределами компетенции муниципального образования. При этом применяются нормы действующего законодательства, регламентирующие порядок проведения местного референдума. Однако не применяются положения ФЗ, закона субъекта РФ, запрещающие проведение агитации государственными органами, органами местного самоуправления, лицами, замещающими государственные или муниципальные должности, а также положения, определяющие юридическую силу решения, принятого на референдуме.

 Итоги голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования и принятые решения должны быть официально опубликованы (обнародованы).

Предыдущие материалы: Следующие материалы: