Собрания (сходы) граждан


Собрание граждан представляет собой форму непосредственного народовластия, реализуемого на уровне местного самоуправления.

 Как форма местного самоуправления оно проводится в целях обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного управления.

Согласно ст.29 ФЗ от 6 октября 2003 г., для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан.

 Инициаторами проведения собрания граждан выступают:

- население муниципального образования – соответственно, собрание граждан назначается представительным органом местного самоуправления в порядке, установленном уставом муниципального образования;

- представительный орган муниципального образования – собрание назначается представительным органом муниципального образования;

- глава муниципального образования – назначается главой муниципального образования;

- в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления, порядок назначения и проведения определяется уставом территориального общественного самоуправления.

Собрание граждан, проводимое по инициативе представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования, назначается соответственно представительным органом муниципального образования или главой муниципального образования. Собрание граждан, проводимое по инициативе населения, назначается представительным органом местного самоуправления в порядке, установленном уставом муниципального образования

Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом территориального общественного самоуправления.

 Собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.

 Собрание граждан, проводимое по вопросам, связанным с осуществлением территориального общественного самоуправления, принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции уставом территориального общественного самоуправления.

 Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.

Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются настоящим Федеральным законом, уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.

Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Порядок опубликования итогов собраний граждан регламентируется законами субъектов РФ, нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

В ФЗ от 28 августа 1995 г. была всего одна статья 24, посвященная собраниям (сходам) граждан. Термины «собрания» и «сходы» использовались как взаимозаменяемые.

 В соответствии со ст.25 ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. Сход граждан правомочен при участии в нём половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.

Процедура созыва и проведения схода граждан регламентируется уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ. Например, согласно ст. 15 Закона Московской области от 13 июня 1996 г. № 27/96-ОЗ «О местном самоуправлении в Московской области» в муниципальном образовании для решения вопросов местного значения могут созываться сходы членов местного сообщества.

Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесённые к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Инициатива созыва схода граждан принадлежит главе муниципального образования либо группе жителей поселения численностью не менее 10 человек.

Подготовка и проведение сходов граждан обеспечивается соответствующим представительным органом местного самоуправления, главой муниципального образования или органом территориального общественного самоуправления. О времени и месте проведения схода граждан, вопросах, выносимых на его рассмотрение, население оповещается через средства массовой информации. Исходя из полномочий схода граждан и его роли в решении вопросов местного значения, законодатель предусматривает обязательность участия в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления.

 На сходе граждан избирается выборное должностное лицо – глава данного муниципального образования (или иное выборное лицо), который считается избранным, если за него проголосовало более половины граждан, принимающих участие в сходе граждан и обладающих избирательным правом. Избранный сходом граждан глава муниципального образования подотчетен ему и может быть отозван сходом граждан в порядке, определенном уставом муниципального образования.

 По смыслу статьи глава муниципального образования (или иное выборное лицо), избираемое сходом граждан, должен председательствовать на сходе граждан. При осуществлении сходом полномочий представительного органа местного самоуправления выборный глава муниципального образования обязан принимать необходимые меры для эффективного осуществления населением права непосредственного участия в решении вопросов местного значения через формы прямого волеизъявления, обеспечивать предварительное обсуждение населением проектов: программ развития территории; местного бюджета; положений о внебюджетных фондах, их целевом назначении; программ и условий приватизации объектов муниципальной собственности; порядка предоставления и изъятия земельных участков, а также распоряжения ими на территории муниципального образования; правил пользования природными ресурсами; правил и планов застройки муниципального образования; других положений и правил, непосредственно затрагивающих интересы населения муниципального образования.

 Решение схода граждан принимается открытым или тайным голосованием. Оно считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан, присутствовавших на сходе.

 Решение, принятое на сходе граждан в пределах его компетенции и соответствующее действующему законодательству, обязательно для исполнения органами и должностными лицами органов местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами на соответствующей территории. Оно не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Если для его реализации требуется издание нормативно-правового акта, то орган местного самоуправления в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт. Решения, принятые на сходе подлежат обязательному опубликованию (обнародованию). Порядок официального опубликования (обнародования) решений, принятых на сходе граждан, определяется законодательством субъекта РФ.

Статья 29. Собрание граждан

1. Для обсуждения вопросов местного значения, информирования о деятельности органов МС и должностных лиц осуществления ТОС на части территории МО могут проводиться собрания граждан.

2. Собрание граждан проводится по инициативе населения, пред органа, главы МО, И предусмотренных уставом ТОС.

Собрание по инициативе представительного органа или главы МО, назначается этим же органом или главой МО.

Собрание по инициативе населения, назначается пред органом МО в порядке, с уставом МО.

Порядок назначения и проведения в целях осуществления ТОС определяется уставом ТОС

3. Собрание граждан может принимать обращения к органам и должностным лицам МС, а также избирать лиц, представителей собрания граждан во взаимоотношениях с органами и должностными лицами МС.

Собрание по во вопросам, осуществлением ТОС в соответствии с уставом ТОС.

4. Обращения, принятые собранием подлежат рассмотрению органами и должностными лицами местного МС, относительно с направлением письменного ответа.

5. Порядок назначения и проведения собрания и полномочия собрания определяются ФЗ, уставом МО и норм правовыми актами пред органа МО, уставом ТОС.

6. Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Сход граждан — высший орган территориальной общины, созываемый для обсуждения и решения вопросов местного значения. ФЗ № 131 от 6 октября 2003г провел различия между сходами и собраниями причислив и к разным формам непосредственной демократии, по средствам схода граждане решают вопросы местного значения и осуществляют местное самоуправление

Статья 25. Сход граждан

    1. В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.

2. Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

В случае осуществления сходом полномочий представительного органа на сходе могут решаться вопросы, отнесенные к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления.

1) Принятие устава и внесение изменений и дополнений.

2) Утверждение бюджета и отчета по исполнению.

3)Установление изменение и отмена местных налогов и сборов.

4)Принятие планов и программ развития муниципального образования и отчета по исполнению.

5) Определение порядка и распоряжения имуществом муниципальной собственности.

 6) Определение порядка принятия решений об организации, реорганизации и ликвидации муниципальных организаций, предприятий.

7) Определение порядка принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных учреждений, предприятий.

 8) Определение порядка участия М/О в организациях межмуниципального сотрудничества.

9)Определение порядка материально-технического и информационного обеспечения органов М/С

10) Контроль за исполнением органами и должностными лицами полномочий по вопросам М/С

3. Сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек.

Проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации.

4. Участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления является обязательным.

5. На сходе граждан председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан.

6. Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.

7. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения.

8. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения.

9. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Предыдущие материалы: Следующие материалы: