Обращения граждан в органы местного самоуправления


В соответствии с конституционным правом граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (см. ст.33 Конституции РФ).

 Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» устанавливает право граждан на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления (ст. 32).

Органы местного самоуправления должны создавать гражданам необходимые условия для осуществления провозглашённых и гарантируемых Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина.

 Должностные лица местного самоуправления обязаны дать ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца. Федеральными и региональными законами может быть предусмотрена административная ответственность за нарушение сроков и порядка ответа на обращения.

 Право на обращение включает в себя два аспекта. Во-первых, обращения граждан представляют собой одну из форм участия граждан в управлении, в решении государственных и общественных дел, возможность активного влияния гражданина на деятельность государственных органов и органов местного самоуправления. Во-вторых, это способ восстановления нарушенного права посредством жалоб, заявлений и ходатайств. Термин «обращение» носит собирательный характер. Действующее законодательство включает в него предложение, заявление, жалобу и ходатайство.

Предложение – это такой вид обращения, который не связан с нарушением прав граждан. Предложение в большей степени направлено на улучшение порядка организации и деятельности органов местного самоуправления, общественных организаций и иного, на решение вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер деятельности органов местного самоуправления.

 Заявление – обращение гражданина по поводу реализации права или законного интереса, не связанного с его нарушением. Заявления обычно содержат просьбы об удовлетворении нужд и потребностей людей (об улучшении жилищных условий, назначении пенсий, освобождения от налогов или предоставлении налоговых льгот и т.д.).

 Ходатайство – это обращение с просьбой о признании за лицом определённого статуса, прав или свобод (ходатайство о признании беженцем, вынужденным переселенцем и т.п.).

 Жалоба – обращение гражданина по поводу нарушенного действиями (бездействием), решениями юридических и физических лиц (должностных лиц, государственных или муниципальных служащих и т.д.) права или законного интереса.

 Право на обращение имеют не только граждане РФ, но и иностранные граждане, лица без гражданства, общественные организации, например, учреждения, организации, предприятия и их должностные лица в целях защиты своих прав и интересов, прав и интересов своих членов. Граждане имеют право направлять коллективные обращения. Такие обращения уместны в тех случаях, когда затрагиваются права и законные интересы группы людей

 Право на обращение может быть реализовано как в письменной, так и в устной форме. При этом обе формы имеют одинаковую силу. езависимо от формы, поступившее обращение должно быть зарегистрировано, так как с этого момента начинает течь процессуальный срок, в течение которого обращение должно быть рассмотрено. Обращения рассматриваются теми муниципальными органами или тем должностным лицом муниципального органа, к непосредственному ведению которых относятся затрагиваемые в них вопросы.

 Вынесение решения является важнейшим моментом всего процесса рассмотрения обращения, так как от содержания документа зависит, будут ли требования гражданина удовлетворены полностью, частично или отклонены совсем. Решение выносится на основе всех материалов и доказательств в их совокупности. Оно должно содержать логическое и правовое обоснование.

 Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления устанавливается законами субъектов РФ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. За нарушение должностным лицом местного самоуправления порядка и срока письменного ответа на обращения граждан в органы местного самоуправления законом субъекта РФ устанавливается административная ответственность.

Статья 32. Обращения граждан в органы местного самоуправления

1. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.

2. Должностные лица местного самоуправления обязаны дать письменный ответ по существу обращений граждан в органы местного самоуправления в течение одного месяца.

3. Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

4. За нарушение должностным лицом местного самоуправления порядка и срока письменного ответа на обращения граждан в органы местного самоуправления законом субъекта Российской Федерации устанавливается административная ответственность.

 

Предыдущие материалы: Следующие материалы: