Правительственные органы местного самоуправления


Правительство оказывает влияние на осуществление программ местных общин, используя финансовые рычаги: субвенции, дотации и др. Правовая   база   муниципального управления была создана частными и местными статутами, которые принимал Парламент, определяя полномочия муниципальных органов, основы их взаимоотношений с центральными органами власти. В 1835 г. актом о муниципальных корпорациях был в основном установлен правовой статус 178 городов Англии и Уэльса. Он предусматривал избрание муниципальных советников, гласность заседаний и т.д. Этими и последующими актами Парламентом в течение столетия была создана современная система британских муниципальных органов.

Общие (публичные) парламентские акты закрепляют статус муниципалитета как корпорации, обеспечивают автономность местных органов и устанавливают правовые основы деятельности правительственных ведомств по осуществлению контроля за работой местных представительных органов.

Отношения между центральной властью и муниципалитетами определяются принципом inter vires (действовать в пределах своих полномочий), т.е. муниципалитеты могут совершать действия, которые лишь прямо предписаны законом. В противном случае акты местных властей считаются совершенными с превышением полномочий (ultra vires) и могут быть признаны судом не имеющими силы.

Большую роль в правовом регулировании деятельности местных органов власти играют также местные и частные парламентские статуты, устанавливающие дополнительные полномочия и льготы, а также акты делегированного (субординационного) законодательства.

Наряду с англосаксонской системой местного самоуправления в ряде зарубежных государств действует муниципальная система, которая в основе своей имеет французскую модель местного самоуправления.

Основные принципы организации самоуправления во Франции были заложены еще в конце XVIII – начале XIX в. и существенно отличались от начал, лежащих в основе организации местного самоуправления в Великобритании. Для Франции всегда была характерна высокая степень централизации местного управления и самоуправления. Это проявилось в развитии системы административного контроля центральной власти над местными органами, бюрократической субординации в отношениях центра и мест.

В целях реализации новой правительственной политики децентрализации власти в 1983 г. были приняты Закон о разделении компетенции между коммунами, департаментами, регионами и государством и Закон о разделении источников финансирования. Эти акты затем были дополнены другими законами, затрагивающими вопросы организационного строения регионов, местного управленческого аппарата, проведения местных выборов, межрегионального сотрудничества и участия граждан в деятельности местных органов власти.

Основой местного самоуправления во Франции являются коммуны. В большинстве своем они малочисленны: 90 процентов коммун имеют менее 2000 жителей. Каждая коммуна имеет свой совет, который избирает из своего состава мэра. Мэр осуществляет полномочия под контролем муниципального совета.

В основе правового регулирования компетенции органов местного самоуправления Франции лежит принцип: муниципальным органам разрешены все действия, которые прямо не запрещены законом и не относятся к компетенции других органов.          

Для этой системы характерны:

- высокая степень централизации местного управления и самоуправления;

- развитая система административного контроля центральной власти над местными органами, бюрократической субординации в отношениях центра и мест;

- основой местного самоуправления во Франции являются коммуны. В большинстве своем они малочисленны: 90 процентов коммун имеют менее 2000 жителей. Каждая коммуна имеет свой совет, который избирает из своего состава мэра;

- наличие на местном уровне специального уполномоченного правительства, осуществляющего контроль за органами местного самоуправления - комиссара Республики. Комиссар Республики наблюдает за законностью принимаемых коммунами решений. Комиссар вправе направлять решения коммун в административный суд на предмет их отмены, как противоречащих закону;

- в основе правового регулирования компетенции органов местного самоуправления Франции лежит принцип: муниципальным органам разрешены все действия, которые прямо не запрещены законом и не относятся к компетенции других органов.

Наряду с англосаксонской и французской моделями местного самоуправления в качестве самостоятельной муниципальной системы выделяется местное (коммунальное) самоуправление Германии. Местные органы власти в Германии в настоящее время образуются в районах, городах в ранге районов и общин. Самоуправление, согласно современной германской доктрине, означает, что государственные задачи решаются юридическими лицами публичного права. Иначе говоря, государство делегирует часть своих функций органам самоуправления. Федерация и земли, таким образом, являются не единственными субъектами государственного управления: общины и районы выполняют возложенные на них функции либо как институты самоуправления, либо от имени государства по распоряжению государственного органа в рамках делегированных им функций.

Статус общин в Германии характеризуют следующие положения:

- община выполняет на своей территории под свою ответственность все административные функции за исключением тех случаев, когда законом выполнение этих функций поручено другим структурам управления;

- община регулирует сферу своей деятельности посредством устава, который не должен противоречить закону;

- община имеет право самостоятельно решать задачи на местном уровне под свою ответственность, но в соответствии с законами.

Местное самоуправление в Германии, а также в Австрии, Японии имеет сходство как с англосаксонской, так и с французской моделями.

Выделяют четыре основных типа организационного устройства общин:

а) магистральный (исполнительная власть в общине осуществляется магистратом – коллегиальным органом). Магистрат состоит из бургомистра (председателя), заместителей бургомистра. Бургомистр в магистрате занимает положение «первого среди равных». Члены магистрата избираются представительным органом общины);

б) бургомистерский (бургомистр является председателем представительного органа общины и городской управы – органа управления);

в) северогерманский (в представительном органе общины председательствует бургомистр, избираемый представительным органом общины. Избирается также городской голова, к полномочиям которого относится решение текущих вопросов местного самоуправления);

г) южногерманский (наряду  с органом представительной власти в качестве главного органа общины рассматривается также обербургомистр, который избирается гражданами. Обербургомистр отвечает за решение текущих вопросов местного управления и председательствует на заседаниях представительного органа общины).

Предыдущие материалы: Следующие материалы: