Изменение границ и преобразование муниципальных образований


 

Преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.

Учитывая важность и сложность территориальных вопросов, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ст. 10, 12 и 13 однозначно определяет уровень и форму правового регулирования порядка образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и статуса. Эти вопросы должны регулироваться законом субъекта Федерации. С инициативой по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципальных образований вправе выступать:

население,

органы местного самоуправления,

органы государственной власти субъекта Федерации,

федеральные органы государственной власти в соответствии с Федеральным Законом.

Инициатива населения об изменении границ или преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном Федеральным Законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума.

Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении или преобразовании границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.

Изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов, а также изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных поселений и (или) населенных пунктов, выраженного путем голосования, которое проводится в порядке, установленном законами для проведения местного референдума, либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных районов и поселений.

Изменение границ муниципальных районов и поселений, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов или поселений, осуществляется с учетом мнения населения выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов или поселений.

Объединение двух и более поселений, которое не влечет изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного путем проведения голосования, либо на сходах граждан.

Объединение двух и более муниципальных районов, которое не влечет изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами каждого из объединяемых муниципальных районов.

Разделение поселения, которое влечет образование двух и более поселений, осуществляется с согласия населения каждого из образуемых поселений, выраженного путем проведения голосования, либо на сходах граждан.

Разделение муниципального района осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительным органом муниципального района.

Изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа, как отмечалось выше, осуществляется законом субъекта Федерации с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (или в состав которого включается) соответствующее городское поселение. При этом мнения населения выявляются путем голосования, проводимого раздельно на территории городского поселения и на территории муниципального района. Изменение статуса городского поселения не допускается при отсутствии согласия на такое изменение населения городского поселения и (или) населения муниципального района.

В целях выявления мнения населения по вопросам изменения границ или преобразования муниципального образования проводится голосование. Голосование по этим вопросам проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории в тех поселениях и населенных пунктах, которых непосредственно касаются изменения границ или преобразования.

Голосование по вопросам изменения границ или преобразования муниципального образования назначается представительным органом муниципального образования и проводится в порядке, установленном Федеральным Законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Федерации для проведения местного референдума.

Голосование считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования или части муниципального образования, обладающих избирательным правом. Согласие населения на изменение границ или преобразование муниципального образования считается полученным, если за указанные изменения или преобразования проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального образования или части муниципального образования. Итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Вопросы о преобразовании муниципального образования должны выноситься на публичные слушания, результаты обсуждения которых также подлежат опубликованию.

В уставе муниципального образования должны быть установлены гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, связанных с изменением границ или преобразованием муниципального образования.

Такие гарантии должны включать в себя основные формы выявления и порядок учета мнения населения. Однако выявленное мнение населения, даже путем голосования в порядке проведения местного референдума - еще не решение территориального вопроса. Такое решение, как отмечалось, принимается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации. Подготовленный проект постановления должен отражать мнение населения, но не обязательно полностью совпадать с ним.

Однако любые расхождения между принятым постановлением и мнением населения должны быть мотивированы.

 

Предыдущие материалы: Следующие материалы: