Структура компетенции органов местного самоуправления


В целях реализации новой правительственной политики децентрализации власти в 1983 г. были приняты Закон о разделении компетенции между коммунами, департаментами, регионами и государством и Закон о разделении источников финансирования. Эти акты затем были дополнены другими законами, затрагивающими вопросы организационного строения регионов, местного управленческого аппарата, проведения местных выборов, межрегионального сотрудничества и участия граждан в деятельности местных органов власти.

Основой местного самоуправления во Франции являются коммуны. В большинстве своем они малочисленны: 90 процентов коммун имеют менее 2000 жителей. Каждая коммуна имеет свой совет, который избирает из своего состава мэра. Мэр осуществляет полномочия под контролем муниципального совета.

В основе правового регулирования компетенции органов местного самоуправления Франции лежит принцип: муниципальным органам разрешены все действия, которые прямо не запрещены законом и не относятся к компетенции других органов.          

Для этой системы характерны:

- высокая степень централизации местного управления и самоуправления;

- развитая система административного контроля центральной власти над местными органами, бюрократической субординации в отношениях центра и мест;

- основой местного самоуправления во Франции являются коммуны. В большинстве своем они малочисленны: 90 процентов коммун имеют менее 2000 жителей. Каждая коммуна имеет свой совет, который избирает из своего состава мэра;

- наличие на местном уровне специального уполномоченного правительства, осуществляющего контроль за органами местного самоуправления - комиссара Республики. Комиссар Республики наблюдает за законностью принимаемых коммунами решений. Комиссар вправе направлять решения коммун в административный суд на предмет их отмены, как противоречащих закону;

- в основе правового регулирования компетенции органов местного самоуправления Франции лежит принцип: муниципальным органам разрешены все действия, которые прямо не запрещены законом и не относятся к компетенции других органов.

Наряду с англосаксонской и французской моделями местного самоуправления в качестве самостоятельной муниципальной системы выделяется местное (коммунальное) самоуправление Германии. Местные органы власти в Германии в настоящее время образуются в районах, городах в ранге районов и общин. Самоуправление, согласно современной германской доктрине, означает, что государственные задачи решаются юридическими лицами публичного права. Иначе говоря, государство делегирует часть своих функций органам самоуправления. Федерация и земли, таким образом, являются не единственными субъектами государственного управления: общины и районы выполняют возложенные на них функции либо как институты самоуправления, либо от имени государства по распоряжению государственного органа в рамках делегированных им функций.

Статус общин в Германии характеризуют следующие положения:

- община выполняет на своей территории под свою ответственность все административные функции за исключением тех случаев, когда законом выполнение этих функций поручено другим структурам управления;

- община регулирует сферу своей деятельности посредством устава, который не должен противоречить закону;

- община имеет право самостоятельно решать задачи на местном уровне под свою ответственность, но в соответствии с законами.

Местное самоуправление в Германии, а также в Австрии, Японии имеет сходство как с англосаксонской, так и с французской моделями.

Выделяют четыре основных типа организационного устройства общин:

а) магистральный (исполнительная власть в общине осуществляется магистратом – коллегиальным органом). Магистрат состоит из бургомистра (председателя), заместителей бургомистра. Бургомистр в магистрате занимает положение «первого среди равных». Члены магистрата избираются представительным органом общины);

б) бургомистерский (бургомистр является председателем представительного органа общины и городской управы – органа управления);

в) северогерманский (в представительном органе общины председательствует бургомистр, избираемый представительным органом общины. Избирается также городской голова, к полномочиям которого относится решение текущих вопросов местного самоуправления);

г) южногерманский (наряду  с органом представительной власти в качестве главного органа общины рассматривается также обербургомистр, который избирается гражданами. Обербургомистр отвечает за решение текущих вопросов местного управления и председательствует на заседаниях представительного органа общины).

В США в результате эволюционного развития городского самоуправления сложились три основных формы организации городского управления.

1. «Системы мэр – совет», которая действует более чем в половине асех самоуправляющихся городов США. При этом может идти речь о «сильном» мэре и «слабом» мэре, ибо реальная власть мэра далеко не одинакова во всех муниципалитетах. На объем власти мэра, его позиции в системе муниципального управления влияют такие факторы, как процедура его избрания (мэр либо избирается непосредственно жителями, либо муниципальным советом; возможен и иной способ избрания мэра – мэром может  стать муниципальный советник, набравший наибольшее число голосов на выборах в совет); срок полномочий мэра (два-четыре года); право мэра налагать «вето» на решение совета и др.

2. «Система совет – менеджер» (или городской управляющий). Эта форма городского управления используется почти в 40 процентов случаев. Мэр и муниципальный совет нанимают профессионального чиновника – менеджера (городского управляющего), который руководит городской администрацией и управляет городом. Муниципальный совет и мэр являются политическими органами, определяющими общую политическую линию.

3. Третья форма городского самоуправления в США – «комиссия» – встречается довольно редко. Существует она в небольших городах. Городское управление осуществляется комиссией, состоящей обычно из пяти членов, избираемых всеобщим голосованием. Члены комиссии одновременно выполняют функции совета и глав основных подразделений аппарата.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: