Правовой статус муниципального служащего.


Должность муниципальной службы — должность в органе местного самоуправления, устанавливаемая муниципально-правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте, утверждаемым законом субъекта РФ.

Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципально-правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований не замещают должности муниципальной службы и не являются муниципальными служащими (например, водитель, заведующий хозяйством, вахтер и пр.)

Под правовым статусом служащего понимается совокупность его прав, интересов, льгот, гарантий, преимуществ, обязанностей, ограничений и запретов, особенностей ответственности, связанных с осуществлением лицом функций властных органов (должностных полномочий) .

К основным правам муниципального служащего закон 2007 года относит следующие (ст. 11):

1) право на ознакомление с документами, устанавливающими его права и обязанности по замещаемой должности муниципальной службы, условиями продвижения по службе;

2) право на обеспечение организационно-технических условий;

3) оплату труда и другие выплаты;

4) право на отдых;

5) право на получение в установленном порядке информации, материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования

6) право на участие в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы

7) право на повышение квалификации

8) на защиту своих персональных данных, ознакомление со всеми материалами своего личного дела, приобщение к личному делу его письменных объяснений;

9) право на объединение, в том числе на создание профессиональных союзов для защиты своих интересов;

10) право на защиту своих прав в суде

11) пенсионное обеспечение.

Муниципальный служащий (кроме главы местной администрации, замещающего свою должность по контракту) вправе выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликта интересов ситуации, при которой личная заинтересованность служащего может повлиять на объективное исполнение им своих должностных обязанностей и способное привести к причинению вреда государственным и частным интересам. (Точное определение данной ситуации и ее последствий содержится в ч. 2 ст. 11 закона о муниципальной службе).

Закон регламентирует также обязанности муниципальных служащих. К некоторым из них относятся: соблюдение Конституции РФ, законов, уставов, муниципально-правовых актов; исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией; соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций; поддержание необходимого уровня квалификации; неразглашение сведений, составляющих государственную, или иную охраняемую законом тайну, а также, ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей; бережное отношение к имуществу, необходимому для исполнения обязанностей; предоставление сведений о себе и членах своей семьи, о полученных доходах и принадлежащем ему имуществе и др.

Муниципальный служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. В противном случае наступает предусмотренная законами РФ ответственность муниципального служащего и давшего это поручение руководителя.

В случае совершения служащим дисциплинарного проступка наступает дисциплинарная ответственность в виде применения лицу замечания, выговора, увольнения с муниципальной службы.

На муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком РФ, соответствующие квалификационным требованиям, необходимым для замещения должности, при отсутствии ограничений, связанных со службой.

Ограничения на муниципальной службе - невозможность нахождения на ней или принятия в нее - наличие заболевания, препятствующее пребыванию на службе (перечень таких заболеваний установлен Правительством РФ); близкое родство или свойство с муниципальным служащим, если замещение должности связано с подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; признания его недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда; осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей; прекращения гражданства РФ, приобретение гражданства другого государства, представления подложных документов, заведомо ложных сведений при поступлении на службу и др.

В связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается: состоять членом органа управления коммерческих организаций, если ему не поручено участвовать в управлении этой организации; замещать должность муниципальной службы в случае избрания или назначения на государственную должность РФ или субъекта РФ, назначения на должность государственной службы, избрания или назначения на муниципальную должность; заниматься предпринимательской деятельностью, быть представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления; получать вознаграждения (подарки, ссуды, оплату развлечений и пр.) в связи с исполнением должностных обязанностей (ст. 14 закона о муниципальной службе). Также запрещено использовать преимущество должностного положения для предвыборной агитации, использовать его в интересах политических партий иных объединений, а также публично выражать отношение к последним. Установлен запрет создавать в органах местного самоуправления структуры политических партий, религиозных организаций и других общественных объединений.

Важной нормой закона в данном аспекте является также запрещение без письменного разрешения представителя нанимателя заниматься оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств и международных организаций. Закон допускает заниматься муниципальному служащему преподавательской или иной творческой деятельностью (она также не должна финансироваться исключительно из иностранных и международных источников). После увольнения муниципальный служащий не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей. Служащий, виновный в разглашении сведений о доходах, имуществе других муниципальных служащих несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

На муниципальной службе предоставляются гарантии: надлежащие на условия работы, на своевременное получение денежного содержания, на отдых, в том числе ежегодного оплачиваемого отпуска, медицинское обслуживании его и членов его семьи, пенсионное обеспечение, обязательное государственное страхование, защита от угроз и других неправомерных действий. Закон субъекта и устав муниципального образования могут предоставить дополнительные гарантии муниципальному служащему. Например, в статье 7 закона Курской области «О муниципальной службе в Курской области», принятого Областной думой 6 июня 2007 года, к дополнительным гарантиям муниципальным служащим относятся:

1) профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку с сохранением на этот период замещаемой должности муниципальной службы и денежного содержания;

2) транспортное обслуживание, обеспечиваемое в связи с исполнением должностных обязанностей, в зависимости от группы замещаемой должности муниципальной службы, а также компенсация за использование личного транспорта в служебных целях и возмещение расходов, связанных с его использованием, в случаях и порядке, установленных органами местного самоуправления;

3) замещение иной должности муниципальной службы при реорганизации или ликвидации органа местного самоуправления либо сокращении должностей муниципальной службы в соответствии с федеральным законодательством;

4) единовременную субсидию на приобретение жилой площади один раз за весь период муниципальной службы в порядке и на условиях, устанавливаемых органами местного самоуправления;

5) иные гарантии.

Кроме того, в данном региональном акте в статье 9 содержатся виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения. Так, за безупречную и эффективную муниципальную службу применяются следующие виды поощрения и награждения муниципального служащего:

1) объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения;

2) награждение почетной грамотой органа местного самоуправления с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка;

3) выплата единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию за выслугу лет;

4) иные виды поощрения и награждения, установленные законодательством Российской Федерации и Курской области.

В целях гарантий прав муниципатьных служащих предлагается на уровне законопроекта закрепить в Законе о муниципальной службе полномочие субъектов Российской Федерации по установлению своими законами порядка присвоения классных чинов муниципашной службы, соотношения классных чинов муниципальной службы и классных чинов государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, а также прописать общие условия присвоения и сохранения классных чинов муниципальной службы по аналогии с условиями присвоения и сохранения классных чинов государственной службы, предусмотренными Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Предыдущие материалы: Следующие материалы: