Особенности формирования местных бюджетов и муниципальных внебюджетных фондов


Муниципальные финансы состоят из:

1. Муниципальных бюджетов.

2. Средств субъектов хозяйствования, находящихся в муниципальной собственности.

3. Ценных бумаг, принадлежащих органам местного самоуправления.

4. Территориальных внебюджетных фондов на основе добровольных взносов физических и юридических лиц и социальных сборов.

В настоящее время некоторые ученые относят к звеньям системы местных финансов муниципальные кредиты. Последние выделяются из местных бюджетов и обслуживают потребности, как самих бюджетов, так и местных внебюджетных фондов и муниципальных унитарных предприятий.

Важную роль в регулировании финансовых ресурсов местного самоуправления играет Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 который определяет основные принципы организации местных финансов, устанавливает источники формирования и направления использования финансовых ресурсов местного самоуправления, основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях и взаимоотношения органов местного самоуправления с финансовыми институтами, а также гарантии финансовых прав органов местного самоуправления.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» Федеральный закон только муниципальным образованиям предоставлено право формировать местные бюджеты, и поэтому каждое муниципальное образование должно иметь собственный бюджет. Составление и исполнение местного бюджета — обязанность исполнительного органа муниципального образования. Рассмотрение проекта муниципального бюджета, его утверждение, рассмотрение отчёта о его исполнении — обязанность представительного органа муниципального образования.

Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.

Муниципальные бюджеты состоят из доходной и расходной части. Доходная часть формируется из налоговых и неналоговых поступлений, а также за счёт безвозмездных перечислений. В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам.

В статье 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливается перечень собственных доходов местных бюджетов.

Основу собственных доходов местных бюджетов должны составлять местные налоги и сборы. Принципиально важное значение имеет необходимость закрепления за местными бюджетами таких налогов, которые гарантировали бы органам местного самоуправления стабильное поступление доходов в местные бюджеты и равномерно распределялись бы на всей территории Российской Федерации. В связи с этим в местном налогообложении основной упор должен быть сделан на имущественные и подоходные налоги.

Согласно ст. 15 ПК РФ к местным налогам относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц. В настоящее время система местных налогов уменьшилась по сравнению с ранее существующей.

К средствам бюджетного регулирования местных бюджетов относятся (часть 3 статьи 9 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»):

1) нормативные отчисления от регулирующих доходов:

2) дотации и субвенции местным бюджетам;

3) средства, выделяемые из фонда финансовой поддержки муниципальных образований;

4) средства, поступающие по взаимным расчетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

На муниципальном уровне периодически возникает необходимость в пополнении доходной части бюджета муниципального образования. Как правило, основными формами финансовой поддержки муниципальных образований являются дотации, субвенции и субсидии.

Дотации — средства, выделяемые местным бюджетам в твёрдой сумме из бюджетов субъектов РФ без целевого назначения и используются для финансирования расходов минимального местного бюджета в случае недостаточности налогового потенциала собственных доходов и регулирующих налогов на территории муниципальных образований.

Субвенции — суммы, выделяемые на конкретные цели (инвестиционные проекты и программы) и определённый срок местным бюджетам из федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ.

Субсидии - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

При решении вопроса об оказании финансовой помощи муниципальным образованиям органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе осуществлять проверку обоснованности предоставления финансовой помощи, а после принятия положительного решения проверять достаточность мер по увеличению доходов местных бюджетов.

Расходная часть местного бюджета включает в себя все невозвратные платежи независимо от того, являются они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются.

Перечень расходов содержится в статье 12 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». Так, к расходам муниципального образования относятся расходы, связанные с решением вопросов местного значения, расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам и др.

Порядок исполнения расходной части местного бюджета устанавливается уставом муниципального образования или иным правовым актом органа местного самоуправления.

Кроме того, в статье 87 Бюджетного кодекса РФ устанавливается перечень расходов, финансируемых исключительно из местных бюджетов, например, содержание муниципальных органов, организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства, проведение муниципальных выборов и местных референдумов и пр.

Наряду с местным бюджетом, финансовые ресурсы местного самоуправления включают в себя также муниципальные внебюджетные фонды, которые создаются как целевые. Право на их образование является компетенцией представительных органов местного самоуправления. Они же самостоятельно, в соответствии с законодательством РФ, устанавливают порядок формирования и использования средств этих фондов и контроля за использованием этих средств.

Муниципальные внебюджетные фонды формируются за счёт следующих источников:

1. Добровольные взносы юридических лиц;

2. Доходы от аукционов;

3. Штраф за загрязнение окружающей среды, нерациональное использование природных ресурсов, нарушение санитарных норм и правил.

4. Штрафы за порчу и утрату памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности.

5. Иные доходы в соответствии с законодательством РФ.

Па муниципальном уровне создаются местные экологические фонды, фонды по восстановлению и поддержанию в сохранности объектов историко-культурного наследия, фонды по благоустройству территории муниципального образования, развитию малого предпринимательства и т.д.

 

Предыдущие материалы: Следующие материалы: