Местная администрация как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования


 

Местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования необходимыми полномочиями по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных муниципальному образованию федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Исполнительный орган местного самоуправления - это правоприменительный, исполнительный и распорядительный орган общей компетенции, который создается для повседневного функционирования в системе местного самоуправления с целью исполнения принимаемых населением и представительным органом решений и общеобязательных правил в процессе управления и регулирования экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни местных сообществ.

Местная администрация обладает правами юридического лица. Ее структура утверждается представительным органом муниципального образования и обычно включает в себя:

главу администрации;

заместителей главы, в числе которых может быть первый заместитель;

отраслевые структурные подразделения специальной компетенции, ведающие отдельными отраслями муниципальной деятельности (жилищно-коммунальное хозяйство, образование, культура и т. д.);

функциональные структурные подразделения общей компетенции (экономическая служба, финансовый орган, орган по управлению муниципальным имуществом и др.);

территориальные органы (например, для города с районным делением);

аппарат администрации, обеспечивающий ее деятельность: юридическая, кадровая, информационная службы, делопроизводство, работа с обращениями граждан, собственная бухгалтерия и др.;

вспомогательные службы, обеспечивающие содержание номеш,ения, водители и т. п.

Отметим, что в муниципальных районах и городских округах действуют органы администрации, занимающиеся вопросами народного образования, здравоохранения, социальной защиты населения, жилищно-коммунального хозяйства, строительства, архитектуры и градостроительства, транспорта и связи, благоустройства, культуры, потребительского рынка и услуг, финансов, управления муниципальной собственностью, охраны природы, земельных ресурсов и землеустройства и т.д., которые возглавляются руководителями на основе единоначалия. В качестве совещательных органов при них могут создаваться коллегии или консультативные советы на общественных началах. Их рекомендации проводятся в жизнь приказами руководителей органов управления. В состав коллегий и консультативных советов могут включаться руководители и специалисты, как находящиеся в подчинении руководителя соответствующего органа управления, так и из других организаций и учреждений. Деятельность таких коллегий и консультативных советов в наибольшей степени отвечает природе местного самоуправления как форме народовластия. Однако во многих муниципальных образованиях подобные коллегии и консультативные советы отсутствуют либо работают бессистемно, эпизодически.

Порядок организации деятельности местной администрации обычно определяется специальным документом — регламентом, утверждаемым главой администрации.

Глава местной администрации (управляющий) — должностное лицо местного самоуправления, которое обладает исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий.

Порядок проведения конкурса на замещение должности руководителя администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Он включает в себя опубликование условий конкурса, даты, времени и места его проведения, а также проекта контракта (не позднее чем за 20 дней до проведения конкурса).

Лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом из числа кандидатов, выдвинутых конкурсной комиссией по результатам конкурса. Состав комиссии в городских и сельских поселениях утверждается представительным органом местного самоуправления. В муниципальном районе, городском округе конкурсная комиссия формируется на совместных началах - представительным органом самоуправления и законодательным органом государственной власти субъекта Федерации (по представлению высшего должностного лица субъекта Федерации). Число участников комиссии от региональной власти не может превышать более 1/3 от установленного числа членов комиссии.

Контракт с главой местной администрации по результатам конкурса заключается главой муниципального образования (который является председателем представительного органа муниципального образования).

Контракт может быть расторгнут в следующих случаях:

по соглашению сторон;

на основании заявления представительного органа или главы муниципального образования в связи с нарушением условий контракта;

на основании заявления высшего должностного лица субъекта Федерации в связи с нарушением контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий.

Глава разрабатывает структуру администрации, определяет ее штаты, представляет их на согласование в представительный орган:

он назначает на должности своих заместителей, руководителей структурных подразделений администрации,

отменяет приказы руководителей структурных подразделений:

представляет думе ежегодный отчет о деятельности администрации.

Глава руководит администрацией на принципе единоначалия, который выражается в праве принимать юридически обязательные решения. Причем это акты главы, а не местной администрации.

Глава местной администрации, выполняющий полномочия на основе контракта, осуществляет руководство по разработке местного бюджета, проектов планов и программ экономического и социального развития муниципального образования. Он организует исполнение бюджета, управляет его счетами, разрабатывает порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью, осуществляет муниципальное заимствование и управляет муниципальным долгом и т.д.

В крупных муниципальных образованиях создается аппарат главы местной администрации в составе ряда структурных подразделений и должностных лиц для непосредственного обеспечения исполнения полномочий главы администрации и его заместителей. Обычно аппарат состоит из организационного отдела, сектора кадров, управления делами, бухгалтерии. В небольших по численности муниципальных образованиях в составе аппарата не создаются структурные подразделения, а образуется он только из должностных лиц и работников вспомогательного и обслуживающего персонала.

 

Предыдущие материалы: Следующие материалы: