Муниципальная собственность: понятия, структура, управление, источники формирования.


В соответствии со ст. 8 Конституции РФ муниципальная собственность относится к самостоятельной форме собственности (наряду с государственной и частной ). Понятие муниципальной собственности дается в ст. 214 ГК.

Муниципальная собственность – это имущество, находящееся  на праве собственности у муниципального образования.

Закон «Об общих принципах …» 2003 года говорится о том, что у любого муниципального образования должно быть имущество на праве собственности, достаточное для самостоятельного решения вопросов местного значения. Закон дает перечень объектов, которые могут находиться в собственности поселений и районов (городских округов). Порядок распоряжения муниципальной собственностью находится  в исключительной компетенции представительных органов местного самоуправления. Непосредственно, управленческая деятельность по отношению к этой собственности осуществляется местной администрацией  на районном и городском уровнях в ее структуре, как правило, с этой целью выделяются специальные отделы (комитеты «По управлению муниципальным имуществом»).

Муниципальная собственность делится на 2 части:

1. имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения и оперативного управления за муниципальными предприятиями и учреждениями.

2.     муниципальная казна – это собственность, непосредственно находящаяся в управлении соответствующего структурного подразделения местной администрации. Подобное деление (на закрепление имущества и казны) необходимо для обеспечения хозяйственной самостоятельности муниципальных предприятий и учреждений, а также организаций субсидиарного характера ее ответственности.

Субсидиарная ответственность  по своим обязательствам пред кредиторами муниципальных организаций, учреждений первоначально отвечает за счет средств, закрепленных за ними на праве хозяйственного ведения или управления. Если этих средств недостаточно для погашения долгов, взыскания направляются на муниципальную казну.

Создание муниципальных предприятий, учреждений,   находится в ведении местной администрации. Местная администрация разрабатывает проекты Уставов этих предприятий и учреждений, определяет цели и задачи их деятельности. Назначение и отстранение от должности руководителей, определяет цены на товары и услуги этих хозяйственных субъектов, т. е. по своей природе эти отношения, как и  у любых других учредителей с созданным им хозяйственным субъектом.

Формирование муниципальной собственности

Процесс формирования муниципальной собственности проходил в 94-96 гг. на основе Указов Президента 91-92гг. и Постановлений Верховного Совета РСФСР. Сущность этого процесса сводится к следующему. Верховный Совет утверждает единый перечень объектов, которые могут находиться в муниципальной собственности  представительных органов местного самоуправления, должны были на основании этого перечня составить список объектов, находящихся на территории их  муниципального образования, истребованных в муниципальную собственность. Этот список направляется представительному органу субъекта Федерации, и если прямо не отклоняются им в течение 2 недель, объекты считаются переведенными в муниципальную собственность, т. е. по сути дела был установлен уведомительный характер распределения собственности на государственную и муниципальную  собственность.

В настоящее время, главным источником формирования муниципальной собственности являются сделки, в которых муниципальное образование выступает как обычный субъект гражданского права.

 

Предыдущие материалы: Следующие материалы: