Социальная защищенность как фактор стабильности персонала государственной и муниципальной службы.


Социальная защищенность государственных и муниципальных служащих значительно выше, чем у работников бюджетной сферы страны и большинства занятых в производственной сфере. Говорить об их абсолютном росте, повышении не совсем корректно. Но проблема существует, и очень существенная. Вопрос следует рассматривать не вообще о повышении социальной защищенности, а о соответствии имеющихся у государственных и муниципальных служащих личных, групповых и общественных социально-экономических благ, с выполняемыми функциями и решаемыми задачами ими в государстве, муниципальном образовании. Можно выделить хотя бы два аспекта этой проблемы. Во-первых, ясно, что от эффективности и качества государственного и муниципального управления в определяющей степени зависит подъем всех экономических, социальных и культурных отраслей (сфер) жизни общества, что накладывает особые требования к профессионализму и компетентности государственных и муниципальных служащих. Во-вторых, находясь у власти, человек имеет несравнимо больше потенциальных возможностей не только воздействовать на эти сферы жизни в ту или иную сторону, а также использовать властные рычаги не для решения государственных, гражданских проблем, а для решения за счет общества, населения города, района своих личных проблем. Следовательно, вопрос стоит не о льготах и даже не компенсациях, а об эффективных социальных и экономических стимулах привлечения на государственную и муниципальную службу крепких профессионалов и высоконравственных граждан. Подходя к проблеме социальной защищенности с этой стороны, безусловно требуется ее повышение на всех уровнях, при этом необходимо осуществлять это на основе законов, открыто и обоснованно.

Думается, что необходимы не отдельные, временные решения, а узаконенная, обоснованная и реализуемая на практике российская система социальной защищенности государственных и муниципальных служащих с возможными добавлениями в субъектах Федерации и муниципальных образованиях (за свой счет и под свою ответственность). Она может включить в себя следующие положения: - введение реально в жизнь положений Закона о государственной службе, о гласном и открытом порядке приема и увольнения со службы и с постоянным контролем за их соблюдением, введение пожизненного найма на государственную и муниципальную службу; - установление защиты государственных служащих, прежде всего категории «В», от колебаний политической жизни, смены руководителя государственного органа, установить зависимость нахождения на той или иной должности служащего не от мнения руководителя, а от уровня соответствия его профессиональных, деловых и личностных качеств квалификационным требованиям по занимаемой должности; - определение минимально и максимально допустимой оплаты труда, в зависимости от замещаемой государственной должности государственной службы и квалификационного разряда и класса, различных доплат, премий и компенсаций; - законодательное и гласное закрепление удовлетворения обоснованных потребностей государственных и муниципальных служащих в жилье, отдыхе, укрепления здоровья, решения других социальных вопросов, связанных с семьей служащего;

- введение при Президенте Российской Федерации, главах субъектов Федерации специальных «третейских, арбитражных судей, коллегий» (по старому назвали бы -партком) по решению спорных вопросов в отношениях между служащим и его руководителем с упрощенной системой обращения; - формирование всеми дозволенными законом средствами положительного образа чиновника в глазах граждан, прежде всего через: показ работы с обращениями граждан, решение конкретных дел в интересах населения, рассказ о работе отдельных служащих, недопущение клеветы и необоснованных обвинений, борьбу с работниками, порочащими имя государственного служащего (имидж нужно формировать, стихийно ничего положительного не достичь).

Предыдущие материалы: Следующие материалы: