Обращения граждан в органы местного самоуправления


1. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.

2. Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

3. За нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан должностные лица местного самоуправления несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как правило, обращения — это обобщенное наименование предложений, заявлений, жалоб и ходатайств, адресованных гражданами в местные органы власти. Под предложениями понимаются обращения, направленные на улучшение деятельности органов и должностных лиц, на совершенствование правовой основы государственной и общественной жизни, решение вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер деятельности общества и государства. Заявления представляют собой обращения по поводу реализации гражданами прав и. свобод. Жалобы расцениваются как обращения граждан с требованиями восстановления их прав, свобод или законных интересов, нарушенных действиями (бездействием) и решениями органов, должностных лиц. Ходатайства есть письменные обращения с просьбой о признании за физическими или юридическими лицами определенного статуса, прав и свобод. Таким образом, содержание обращения позволяет отличать предложение от жалобы или ходатайства (например, обращение с просьбой ввести дополнительный трамвайный маршрут указывает на то, что это предложение направлено на улучшение транспортного обслуживания населения; обращение, содержащее критику в адрес городского трамвайно-троллейбусного управления, можно расценивать как жалобу граждан).

По форме обращения могут быть устными или письменными. По законодательству Москвы устные обращения рассматриваются в случаях, когда изложенные в них факты и обстоятельства очевидны и не требуют дополнительной проверки. При этом личности обращающихся известны или установлены. Как правило, на устные обращения ответы даются в устной форме. Письменное обращение требует указания на наименование, адрес органа власти, изложение существа обращения, сведений о гражданине (фамилии, имени и отчества, адреса места жительства или контактного телефона). Обращение должно быть подписано лично гражданином и датировано.

Подведомственность дел, возникших в связи с обращениями граждан, определяется следующими правилами:

1) обращения рассматриваются муниципальными органами в соответствии с их компетенцией. Если обращение не подведомственно органу или должностному лицу, оно отправляется компетентному субъекту, о чем извещается гражданин;

2) жалобы подаются в те органы, которым непосредственно подчинены субъекты, чьи действия или решения обжалуются. Например, действия руководителя муниципального предприятия гражданин вправе обжаловать главе администрации (муниципального образования). Решения главы муниципального образования обжалуются в прокуратуру или в судебном порядке. Жалобы на действия органов территориального общественного самоуправления подаются в муниципальные органы;

3) запрещается направлять на рассмотрение жалобы тем органам и должностным лицам, действия (бездействие) которых обжалуются;

4) споры о подведомственности обращений граждан разрешаются вышестоящим муниципальным органом (должностным лицом) либо в судебном порядке.

Отношения, возникшие по обращениям граждан, налагают на органы местного самоуправления следующие обязанности:

1) своевременно и по существу рассматривать обращения и принимать по ним обоснованные решения;

2) исполнять принятые по обращениям решения;

3) сообщать гражданам о принятых решениях;

4) разъяснять порядок обжалования принятых решений;

5) контролировать состояние дел по рассмотрению обращений граждан и принимать меры к устранению причин, вызывающих поступление повторных обращений.

Должностные лица обязаны дать письменный ответ по существу обращений в течение одного месяца. В подавляющем большинстве случаев этот срок является общим для рассмотрения всех обращений граждан. Однако законы субъектов Федерации допускают увеличенные сроки рассмотрения обращений, требующих специальной проверки, изучения дополнительных материалов. Сроки рассмотрения таких обращений могут быть продлены еще на один месяц.

Существуют сокращенные сроки работы с обращениями граждан. Например, заявления, касающиеся защиты прав ребенка (Свердловская область), жалоб военнослужащих и членов их семей (Москва), рассматриваются органами местного самоуправления в течение 15 дней.

Предыдущие материалы: Следующие материалы: